ИСТИННОЕ ТЕРПЕНИЕ
Особенно тяжело человеку стерпеть оскорбления от близких людей, незаслуженные. Не ожидаемые, поскольку сам оскорбленный относится к оскорбившему с любовью и уважением.
Обычно происходят эти оскорбления от лица надменного, когда он показывает, что ему глубоко безразличен тот, кого он оскорбил.
Как вытерпеть подобные оскорбления и приобрести истинное благодушие советовал египетский старец авва Пиамон.
Истинного терпения и благодушия ни приобрести, ни сохранить нельзя без сердечного смирения. Если оно будет происходить из этого источника, то не будет нуждаться ни в пособии кельи, ни в удалении в пустыню.
Ибо оно не нуждается во внешних подобиях, когда внутри основывается на добродетели смирения, т. е. родительницы и охранительницы его.
Если же мы возмущаемся от оскорблений других, то в нас нет основания смирения, прочно утвержденного. Поэтому здание наше может разрушиться и от малой бури.
Ибо не то терпение бывает похвально и удивительно, если не уязвляемое никакими стрелами врагов будет сохранять спокойствие. Но то терпение будет славно, которое при нападении на него бури искушений останется непоколебимым.
Ибо чем больше кто удручается и сокрушается несчастьями, тем лучше он укрепляется, и тем больше изощряется, чем больше ударов получает.
Ибо всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий. И терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления.
Поэтому справедливо Соломон говорит:
– Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города (Притч. 16.32). У терпеливого много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч. 14.29).
Итак, если кто, будучи обижен, воспламеняется гневом, то горечь нанесенного оскорбления надо считать не причиной греха, а обнаружением сокровенной немощи.
Об этом Спаситель говорит в седьмой главе Евангелия от Матфея. В притче о двух домах.
Один из домов построен на камне, а другой на песке. И на них одинаково напали буря, дождь и наводнение. Но дом, основанный на твердом камне, не потерпел никакого вреда от сильного напора. А дом, построенный на рассыпчатом песке, тотчас разрушился.
Очевидно, что он разрушился не от дождя или потока, а потому, что неразумно был построен на песке. Ибо от этой же бури не падает дом, основанный на камне.
И святой человек искушается подобно грешнику. Но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого.
И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения. Так как победа не может иметь места без борьбы с противником.
– Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его, говорит апостол Иаков (Иак. 1.12).
И по апостолу Павлу добродетель усовершенствуется не в праздности и удовольствиях, а в немощи (2Кор. 12.9).
– И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом, и медною стеною на всей этой земле. Против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей.
Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя. Ибо Я с тобою, говорит Господь пророку Иеремии, чтобы избавлять тебя (Иер. 1.18-19).