ИСТИННОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ И ДУХОВНАЯ ПРЕЛЕСТЬ
Толкование на литургическое чтение в Неделю о мытаре и фарисее
«Желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» – пишет апостол Павел. Тьма не терпит света, а грех – праведности. Пребывая в «опьянении» страстей, грешник враждует с малейшими проявлениями трезвости, доходя до лютого противостояния.
До чего может довести самообман, мы можем увидеть из прочитанной сегодня притчи Господа о двух молящихся в храме – фарисее и мытаре, т.е. сборщике налогов. Фарисеи старались вести себя набожно, но относились к остальным людям с пренебрежением, как к стоящим ниже их перед Богом. Виной этому было его высокомерие, которое святые отцы называют отвержением Бога. Молитва фарисея в притче состоит из осуждения других и похваления себя. Он приписывает свои достижения не Божией помощи, а исключительно собственным силам.
Святитель Феофилакт Болгарский обращает внимание на положение тела обоих. Фарисей молится «став», т. е. выпрямившись, а мытарь находился в преклоненной позе: «ибо у смиренномудрого и вид смиренномудрый, а фарисей и во внешнем виде обнаруживал тщеславие».
Мытарь осознавал свои грехи и стыдился их. Не смея поднять головы, он «стоял вдали», только бил себя в грудь и просил помиловать его. За все это он пошел более оправданным, потому что «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3:34). Гордость способна довести человека до полного безумия, когда он дерзает хвалить себя перед Самим Создателем, перечисляя мнимые заслуги. Преподобный Силуан Афонский замечает по этому поводу, что смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока. А преподобный Ефрем Сирин говорит: «Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих».
Размышляя над яркими примерами из этой небольшой, но поучительной, притчи, святитель Феофан, Затворник Вышенский заключает: «Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию. Ибо вот фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан Богом».
Будем стремиться, дорогие братия и сестры во Христе, пребывать в постоянном трезвении и мгновенно сбрасывать розовые очки духовной прелести или самообольщения, как только заметим за собой проявления тщеславия. Да поможет нам Господь в этой борьбе за подлинную свободу духа от греховных страстей!
Миссионерский центр Богоявленского собора