ИСКУШЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
Ежегодно 30 января мы празднуем память Антония Великого. Только очень немногих людей церковная история называет Великими: Василия Великого, Афанасия Великого, Пахомия Великого и Феодосия Великого.
Антоний родился в Египте и жил во второй половине III – первой половине IV веков. Он считается основателем пустынного монашества.
Страшные искушения пережил святой подвижник в своем уединении. Афанасий Великий оставил нам подробное жизнеописание Преподобного Антония.
Ненавистник добра завистливый диавол, видя такое расположение к благочестию в юном Антонии, не потерпел этого. Но как привык действовать, так намеревается поступить и с ним.
Сперва покушается он отвлечь Антония от подвижнической жизни. Приводит на память воспоминания об оставленном имуществе. Взывает к заботе о сестре. То, напоминает о влиятельных родственных связях. То, вызывает сребролюбие, славолюбие, наслаждение разными яствами и другими удобствами жизни. То, наконец, устрашает жестокостью пути добродетели и ее многотрудностью.
Затем представляет ему мысленно – немощь тела и продолжительность времени подвига. И вообще, возбуждает в уме его сильнейшую бурю помыслов, желая отвратить от правого произволения.
Когда же враг увидел немощь свою против намерений Антония, да еще же увидел, что сам побеждается твердостью Антония, низлагается великой его верой, повергается в прах непрестанными молитвами, тогда, в твердой надежде на другое свое оружие, о котором говорится: его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его (Иов 40:11), и хвалясь ими – таковы бывают первые его козни против юных, наступает он и на юного Антония. Смущает его ночью. И настолько тревожит днем, что взаимная борьба их сделалась заметной и для посторонних.
Враг влагал нечистые помыслы, Антоний отражал их своими молитвами.
Один приводил в раздражение члены, другой, по-видимому, как бы стыдясь этого, ограждал тело верой, молитвой и постом.
Не ослабевал окаянный диавол. Ночью принимал на себя женский образ, во всем подражал женщине, только бы обольстить Антония.
Антоний же, помышляя о Христе и высоко ценя дарованное Им благородство и разумность души, угашал огонь такого обольщения.
Враг снова представлял ему приятность удовольствий. А он, уподобляясь гневающемуся и оскорбленному, приводил себе на мысль огненное наказание и мучительного червя. И, противопоставляя это искушению, оставался невредимым. Все же вместе служило к посрамлению врага.
Возмечтавший быть подобным Богу, осмеян был теперь юношей. Величающийся перед плотию и кровью низложен был человеком, носящим на себе плоть. Потому что содействовал ему Господь, ради нас понесший на Себе плоть и даровавший телу победу над диаволом, потому каждый истинный подвижник говорит: не я, а благодать Божия, которая со мною (1Кор. 15.10).
Мало кто знает, что мощи святого Антония Великого хранятся в современной Франции. Значительная их часть в древнем храме, построенном в честь Иоанна Крестителя в небольшом городке Лезат (Lezat) на юге Франции. В 1106 году их привез из святых мест Египта Граф де Фуа Роже II.
Сегодня в этом храме редко бывают паломники. Да и молящихся местных жителей не так много. Это объясняют кризисом веры.
А ведь было время, когда в церковь собирались практически все жители окрестных мест.
Паскаль Лаворель, живший неподалеку от города Лезат, рассказывает, что учился в школе расположенной рядом с храмом. И даже пел в церковном хоре. Ежедневно, после занятий, как научила его бабушка, он шел в храм и молился.
Теперь Паскаль Лаворель живет в Лондоне и известен как один из лучших современных флористов. В праздники он вместе с женой посещает православный Успенский Собор в Лондоне.
Продолжение следует.