Официальный сайт

ИСКУШЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Когда змий не смог низложить в блуд Антония, а напротив, увидел, что сам изгнан из сердца его, то по написанному в Псалтири, поскрежетал на него зубами своими (Пс. 36.12). И как бы вне себя, каков он умом, таким явился и по виду. В образе черного отрока.

И поскольку низложен был этот коварный, то, как бы изъявляя покорность, не нападает уже помыслами, но говорит Антонию:

– Многих обольстил я и еще большее число низложил. Но, в числе многих, напав теперь на тебя и на труды твои, изнемог.

Когда Антоний спросил:

– Кто же ты, обратившийся ко мне с такой речью? – тот, не таясь, отвечал жалобным голосом: Я – друг блуда, обязан уловлять юных в блуд. Производить в них блудные разжжения и называюсь духом блуда.

Многих, желавших жить целомудренно, обольстил я. Великое число воздержных довел до падения своими разжжениями. За меня и Пророк укоряет падших, говоря: духом блужения прельстились (Ос. 4.12), потому что я был виновником их преткновения. Многократно смущал я и тебя, но всякий раз был низложен тобой.

Антоний же, возблагодарив Господа, бесстрашно сказал врагу:

– Поэтому и достоин ты великого презрения. Ибо черен ты умом и бессилен, как отрок. У меня нет уже и заботы о тебе.

– Господь мне помощник, и аз воззрю на врагов моих (Пс. 117.7).

Черный отрок, услышав это, немедленно с ужасом бежал, боясь уже и приближаться к Антонию.

Такой была первая борьба Антония с искушениями диавола. Лучше же сказать, что и это в Антонии было действием силы Спасителя, осудившего грех в плоти. Да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но по духу (Рим. 8.3-4).

Но и Антоний не пришел в нерадение и небрежение о себе оттого, что демон уже побежден. И враг не перестал расставлять ему сети, как побежденный, но снова ходил как лев, ища удобного случая напасть на подвижника.

Антоний же, зная из Писания, что много козней у врага (Еф. 6.11), неослабно упражнялся в подвигах. Рассуждая, что если враг и не мог обольстить сердца его плотским удовольствием, то, без сомнения, покусится уловить иным способом, потому что демон грехолюбив. Поэтому Антоний все больше умерщвлял и порабощал тело. Чтобы, победив в одном, не уступить над собою победы в другом.

Поэтому принимает он решение обучить себя более суровому житию. И многие приходили в удивление, видя труд его. А он переносил его легко. Душевная его ревность с течением времени стала уже добрым навыком, и потому он оказывал великую тщательность даже в самом малом, что усваивал от других.

Столь неутомим он был в бдении, что часто целую ночь проводил без сна и, повторяя это не раз, но многократно, возбуждал тем удивление. Пищу вкушал однажды в день после захождении солнца. Иногда принимал ее и через два дня, а нередко и через четыре. Пищей же служили ему хлеб и соль, а питием одна вода. О мясе и вине не стоит и говорить, потому что и у других рачительных подвижников едва ли встретишь что-либо подобное. Во время сна Антоний довольствовался рогожею, а большей частью лежал на голой земле.

Никак не соглашался умащать себя елеем, говоря, что всего приличнее быть ревностными к подвигу и не искать того, что расслабляет тело, но приучать его к трудам. Содержа в мыслях апостольское изречение: когда немощствую, тогда силен бываю (2 Кор. 12.10).

Душевные силы, повторял он, тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия. Чудна подлинно и эта его мысль. Не временем, как полагал он, измерять должно путь добродетели и подвижническую ради нее жизнь, но желанием и произволением.

По крайней мере, сам он не вспоминал о прошедшем времени. Но с каждым днем, как бы только полагая начало подвижничеству, прилагал больший труд о преуспеянии. Непрестанно повторяя изречение апостола Павла:

– Задняя забывая, в передняя же простираясь (Флп. 3.13).

И также припоминая слова пророка Илии, который говорит:

– Жив Господь сил, Ему же предстою пред Ним днесь (3Цар. 18.15).

Ибо, по замечанию Антония, пророк, говоря днесь, не прошедшее измеряет время, но, как бы непрестанно полагая еще только начало, старается каждый день представить себя таким, каким должен быть являющийся перед Богом. То есть чистым сердцем и готовым повиноваться не другому кому-то, но Божией воле.

И Антоний повторял про себя, что в житии Илии, как в зеркале, подвижник должен всегда изучать собственную свою жизнь.

 

Продолжение следует.

12 марта 2017
Яндекс.Метрика
loading