ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ БЕСНОВАТЫХ
Толкование на Литургическое чтение в неделю 5-ю по Пятидесятнице
Сегодня мы вспоминаем Евангельскую историю об исцелении Господом двух бесноватых. Сила Спасителя и Его любовь к этим двум страдающим людям настолько велики, что Он изгоняет из них целый легион (то есть тысячи) нечистых духов одним только Своим повелением. Митрополит Антоний Сурожский предлагает нам, слушая этот отрывок, подумать ещё о трёх вещах. Во-первых, о том, что каждый из нас может поставить себя на место этих несчастных, одержимых злыми духами, ведь все мы находимся во власти тех или иных страстей, и все мы должны бороться с ними, чтобы зло не укоренилось в нас и не одержало победу.
Во-вторых, свиное стадо, которое не напрасно возникает в этой истории, должно напомнить нам о том, что свиньи для евреев означали нечистоту; выбор бесов пойти в стадо свиное говорит, что всё зло, которое в нас есть, которое мы творим, которому мы прилепляемся, которому мы даём власть над собой – это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этой нечистоты мы видим в судьбе свиного стада: оно всё погибло, бросившись в море, ничего не осталось от него. Так и мы погибнем, если позволим греху и страстям поработить нас: зло беспощадно к человеку, который не борется с ним всеми силами с помощью Господа.
И в-третьих, удивителен образ людей, которые стали свидетелями исцеления двух бесноватых. Во многих Евангельских местах, где Господь исцеляет, воскрешает и творит иные чудеса, потрясённые окрестные жители с благодарностью просят Его остаться с ними на несколько дней, чтобы послушать Его учение, чтобы просто побыть рядом с Господом. Но люди, о которых мы слышали сегодня, практически изгоняют Спасителя из своей страны. Почему? Эти люди потеряли огромное свиное стадо, которое принесло бы им большой доход. И они пришли ко Христу, прося Его уйти, не творить больше чудес, которые им так дорого стоят: даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства! Более того, эти люди напуганы величием чуда и понимают, что, если Господь останется с ними, они уже не смогут вести прежнюю жизнь, они должны будут измениться и пойти за Ним. Но временный внешний покой для них оказывается дороже вечности со Христом.
В послании к Римлянам, которое мы слышали сегодня на Литургии, апостол Павел говорит о спасении. Он обращается к иудеям, которым всем сердцем желает Царствия Божия, и потому увещевает их и обличает их слепое следование Закону Моисееву, а не Самому Господу – Иисусу Христу.
Иудеи, избранные в Ветхом Завете Богом для хранения истинной веры, трепетно и серьёзно относились к Божественным заповедям, которые получили через пророка Моисея, стараясь соблюдать их даже в самых мелочах. Но сегодня апостол Павел напоминает нам, что нельзя спастись одним только формальным соблюдением Закона, ведь «конец закона – Христос» (Рим 10:4), конец – то есть исполнение. Святитель Геннадий Константинопольский говорит: «Христос исполняет назначение закона, даруя всем приходящим к Нему оправдание через веру в Него». Нельзя оправдаться перед Богом «собственной праведностью» (Рим 10:4), которой надеялись спастись иудеи, исполняющие Закон. Но Сам Господь Иисус Христос может спасти человека не по закону, а по милости Его и по нашей вере в Него.
У истории об исцеленных Господом бесноватых есть продолжение: один из них стал первым проповедником славы Божией в той стране, о чем рассказывает евангелист Лука (Лк. 8:39). И проповедь его подтверждалась тем изумительным чудом, которое совершено было Спасителем лично над ним. Сможем ли мы, исцелённые Господом от рабства греху, стать проповедниками Его Царства и Его милости? «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).
Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора