ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕЧАЛИ И СКОРБИ

27 ноября мы празднуем память Святителя Иоанна Златоуста. О скорби и печали, которым мы часто подвергаемся он писал:
– Бог вложил в нашу природу скорбь не для того, чтобы мы предавались ей неразумно и безвременно, при несчастных обстоятельствах. Не для того, чтобы мы губили себя, а чтобы получали от нее величайшую пользу. Время скорби не тогда, когда мы терпим бедствия, а когда мы делаем дурные дела. Между тем мы извратили этот порядок и переменили времена: делая тысячи зол, мы не сокрушаемся и на малое время, а если потерпим от кого-нибудь какую-нибудь малость, падаем духом, приходим в смущение и просим избавить нас от настоящей жизни, не зная того, что скорби и искушения, и приключающиеся нам печали, не менее чем и блага, обнаруживают попечение Божие о нас.
Да что я говорю о здешних скорбях? Даже угроза геенной не менее, чем и Царство Небесное, показывает Его человеколюбие. Потому что, если бы Он не угрожал геенной, никто так легко не достиг бы небесных благ. В самом деле, одного только обещания благ недостаточно для обращения к добродетели, если бы более беспечно относящихся к ней не побуждал и страх наказаний. Кроме того, печаль и скорбь существуют не для того, чтобы мы скорбели по поводу смерти, по поводу лишения денег, или по поводу чего-либо другого подобного, а чтобы пользовались ими для истребления грехов.
Ведь и воин, который боится смерти, никогда не совершит ничего доблестного. Итак, скорбящему нужно скорбеть не о том, что он подвергается наказанию, а о том, что своими грехами он раздражает Бога. Первого рода скорбь отдаляет от нас Бога и делает Его нашим врагом. Второго же рода скорбь более всего примиряет Его с нами и делает близким к нам. Не для того явился ты в настоящую жизнь, человек, чтобы праздно питаться, не для того, чтобы не терпеть никаких бедствий, а для того, чтобы ты прославлялся путем страданий.
Не доблестного мужа дело искать покоя и предаваться удовольствиям; такое стремление свойственно скорее бессмысленному червю, чем человеку, обладающему разумом. Конечно, молись о том, чтобы не впасть в искушение. Но если когда-нибудь впадешь, не ропщи, не смущайся, не унывай, а старайся всеми силами о том лишь, чтобы стать еще более славным.
Не видишь ли ты, как наиболее мужественные из воинов, когда их призывает звук трубы, обращают свой взор на трофеи, на победы, на отличившихся подвигами предков? Так и ты при звуке духовной трубы стань сильнее льва.
Выступи, хотя бы пред тобой был огонь, хотя бы железо. И стихии умеют уважать проявляющих такое мужество. И звери умеют бояться таких доблестных борцов, и как бы они ни были свирепы, от голода ли, или по самой природе своей, они все забывают и пересиливают свою страсть.
Итак, христианину, если он печалится, можно иметь только два повода для скорби: или когда он сам прогневит Бога, или когда сделает то же ближний. Не тем, кто подвергается поношениям, следует страшиться и трепетать, а тем, кто наносит оскорбления, потому что не первые имеют нужду оправдываться в дурных речах, какие они слышали, а последние в том, что они дурно говорили. Вся опасность угрожает этим последним. Таким образом, те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому что они не будут давать отчета за то, что сказал худо другой.
Напротив те, кто говорит и делает дурно, должны страшиться и трепетать, так как они привлечены будут за это на страшное судилище. Будем поэтому скорбеть не о том, что слышим дурные речи о себе, а о том, что слышим такие речи заслуженно. Если мы живем порочно, то, хотя бы никто не порицал нас, мы оказываемся всех несчастнее. И наоборот, если мы ревнуем о добродетели, то, хотя бы весь мир говорил о нас дурно, мы будем всех счастливее. Если дух наш настроен хорошо, то, хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани.
И наоборот, когда дух наш не благоустроен, то, хотя бы все нам благоприятствовало, мы будем находиться в положении нисколько не лучшем терпящих крушение. Это можно наблюдать и относительно пищи. Когда наш желудок силен и крепок, то какую бы грубую или сырую пищу он ни принял, он все превращает в здоровый сок, так как естественное срастворение преодолевает дурное свойство пищи. Наоборот, когда сила его расслаблена и делается вялой, то, хотя бы ты предложил ему самую доброкачественную пищу, он превращает ее в самую худшую и совершенно портит ее, так как его слабость уничтожает ее хорошие свойства.
Душа, пораженная скорбью и объятая облаком уныния, не в состоянии ни спокойно выслушать что-либо полезное, ни сказать. Удрученная скорбью душа не желает долго распространяться на словах. Но подобно тому, как густое облако, набегая на солнечный луч, отбрасывает его весь назад, так точно и облако уныния, когда становится пред нашей душой, не дозволяет свободно проходить слову, а задушает его и насильственно задерживает внутри. И это бывает не только с говорящими, но и со слушающими. Продолжение следует.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. СОВЕТ ОПЕЧАЛЕННОМУ
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ИРОДИАДА ВСЕ ЕЩЕ ПЛЯШЕТ
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. СОВЕТ ОПЕЧАЛЕННОМУ
ИОАНН ЗЛАТОУСТ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ
КРЕСТ. СОБЛАЗН, БЕЗУМИЕ ИЛИ СПАСЕНИЕ
ВОЗЬМИТЕ ВРАТА КНЯЗИ ВАШИ, И ВНИДЕТ ЦАРЬ СЛАВЫ
БЛАГОДАТЬ МИРА И ИСТРЕБЛЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦЕВ