Официальный сайт

ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТВОРЕНИЕ

– Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1. 3). Изобразив Божеское естество Слова, как оно есть в Пресвятой Троице, святой Иоанн указывает и на Его Творчество и переводит нас от созерцания безначального Троичного Божества к созерцанию того, как от Безначального получили начало все твари.

– Вся Тем быша. Этим то же сказано, что и у апостола Павла: Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще Престолы, аще Господствия, аще Начала, аще Власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол.1. 16). Или в другом месте: Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса (Евр.1. 10). Или еще: Но нам един Господь Иисус Христос, Имже вся (1Кор.8. 6).

Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сый, – Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: И без Него ничтоже бысть, еже бысть. Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его, как пишет Святой Иларий в трактате о Троице. Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом.

Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые. Посему Творец Отец, Творец Сын, Творец Дух Святой, а не три Творца, но един есть Творец, по единому творческому действию Божества. Изображая это в одном изречении, пророк Давид поет: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс.32. 6). Немощная мысль наша, созерцая в тварях всемогущество, готова относить его к Богу Отцу, созерцая премудрость, готова относить ее к Богу Сыну, созерцая жизненность, готова относить ее к Богу Духу: но здравое исповедание не смеет различать в деле творения особых актов Божеских ипостасей, а верует, что творение есть дело Бога, в Троице поклоняемого, нераздельное.

Сын и Дух Святой не содействователи Отца в творении, а единодействователи с Ним нераздельные. Единым актом Отца и Сына и Святого Духа совершилось творение всего. Посему в творении нет следов, которые отражали бы особые действия ипостасей: но есть резкий след, указывающий на Триипостасность. Это повсюдная, чрез все степени тварей проходящая, тройственность. Три мировые силы: свет, теплота, тяжесть. Три планетные: электричество, магнетизм, химизм. Три стихийные основания и фундамент этих сил: воздух, вода, земля. И три отдела тел неорганического царства. Три отправления в растениях и три их главные отдела. Три отправления в животных организмах, поверх трех растительных. Три части в человеке: дух, душа и тело, и по три отправления в каждой. И об Ангелах ведомо, что у них есть три главные степени, из которых каждая опять делится на три. Эта тройственность не есть ли свидетельство Триипостасности Бога Творца?

Что подвигло Бога на творение? Бог Триипостасный, как полнота бытия и совершенств, вседоволен Сам в Себе и всеблажен. Никакой ни в чем нужды не может Он иметь, потому что все имеет. Если же Он подвигся на сотворение мира и всего, что в нем, то совершил это не по какой-либо необходимости, а по совершенно свободному изволению Своему. По благоволению хотения Своего (Еф.1:5). О понуждении вовне здесь и речи быть не может. Если же была бы какая необходимость внутренняя, в роде какой-либо потребности Божеского естества, так, чтобы Творчество было неотъемлемым существенным свойством Божества, тогда акт творения надо было бы признать безначально или присно действующим в Боге, а творение совечным и собезначальным Богу, чего нельзя допустить.

Продолжение следует.

 

ПИСАНИЯ АПОСТОЛА ИОАННА

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. В НАЧАЛЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТАИНСТВО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

АВТОР АПОКАЛИПСИСА

ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ АПОКАЛИПСИСА

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. АНТИХРИСТ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ВЛАСТЬ АНТИХРИСТА

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. СТРАШНЫЙ СУД

ИОАНН БОГОСЛОВ АПОСТОЛ ЛЮБВИ

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

21 мая 2019
Яндекс.Метрика
loading