ИЛИЯ ПРОРОК. ПРЕДТЕЧА ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ
2 августа мы празднуем память Пророка Илии. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как ученики спросили Иисуса Христа, почему же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? (Мф. 17.10)
Иоанн Златоуст объясняет. Ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники. И молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самарянка сказала:
– Придет Мессия. Когда Он придет, то возвестит нам все (Ин. 4.25). И книжники вопрошали Иоанна: Ты Илия Пророк? (Ин. 1.21). Итак, среди иудеев была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем.
И апостол Павел, указывая на оба пришествия, сказал:
– Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке. Вот одно пришествие. Послушай, как и о другом пришествии говорит. Сказав эти слова, он присовокупил:
– Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2.11-13).
Также и пророки о том и другом пришествии Христа упоминают. Они говорят, что предтечей одного из них, именно Второго пришествия будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илией. Не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его.
Как Илия будет предтечею Второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только Втором пришествии и говорили, что если этот – Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом.
Потому и ученики говорят:
– Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: Что же? Ты Илия»? Вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред Вторым Моим пришествием. Но и ныне пришел Илия, – называя этим именем Иоанна.
Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь об Илии Фесвитянине, то он придет. Потому и сказал:
– Илия должен придти прежде и устроить все. Что такое – все? То, о чем сказал пророк Малахия:
– Пошлю к вам Илию пророка. И он обратит сердца отцов к детям, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4.5-6). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, то присовокупил и родину его, называя Фесвитянином. Иоанн Пророк Фесвитянином не был.
Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря:
– Чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Означая этим Второе страшное Его пришествие. В первом Он не пришел поразить землю: – Пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12.47).
Итак, означенные слова пророка показывают, что Илия Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, придя, убедил иудеев уверовать во Христа. И чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли.
Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал:
– Должен придти прежде и устроить все. Исправит неверие во Христа иудеев будущего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал. Он не сказал: обратит сердца детей к отцам их, но: отцов к детям. Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов – т. е. апостолов, сердца отцов. Обратит расположение народа иудейского.