ГОСПОДЬ МОЙ И БОГ МОЙ!

Толкование на литургическое чтение в Неделю 2-ю по Пасхе
Сегодня мы слышим рассказ об очень важном событии – уверении апостола Фомы. Это произошло поздно вечером, «сущу позде», в первый день недели. В церковной и библейской традиции именно воскресный день считается первым, начальным. Воскресший Спаситель является собранным вместе апостолам. Преображенным телом Он легко проходит сквозь закрытые двери и приветствует всех долгожданным и родным: «Мир вам!». Причем с повтором, чтобы обратить внимание на то духовное состояние, которого должен желать всякий верующий – чтобы в нашей душе воцарился и пребывал Бог. Ведь «мир Божий превыше всякого ума» (Флп. 4:7), как пишет святой апостол Павел.
Христос показывает Свои раны, чтобы убедить, что Тот, Кого сейчас слышат и видят, не призрак. Господь преподает собравшимся особое дарование, начаток будущей полноты Святого Духа и власть разрешать от грехов силой Божией. Такую власть и теперь имеет в Церкви духовенство по преемству от апостолов.
Однако, среди учеников не оказалось апостола Фомы. Когда ему потом рассказали о случившемся, он сильно усомнился и сказал, что пока лично не потрогает раны Христовы, не поверит в воскресение Учителя. И вот через восемь дней Иисус снова является ученикам. Победитель смерти сразу же приглашает Фому осязать руками крестные раны, произнося знаменитое: «и не буди неверен, но верен». Будто Господь Сам незримо стоял рядом в тот момент, когда Его ученик прилюдно сомневался.
Тут у апостола происходит внутренний переворот. Убедившись в божественном всеведении Воскресшего, он с твердостью восклицает: «Господь мой и Бог мой!», исповедуя Христа одновременно и истинным Богом, и истинным Человеком. Святитель Григорий Палама разъясняет кажущееся противоречие между двумя свойствами тела Спасителя, утверждая: «Он был силен явить, кому пожелал бы, вместе с бесстрастием и бессмертием тела и раны и язвы, которые раньше подъял, и при этом, чтобы это Его тело, нисколько не меньше пребывало бы бесстрастным и бессмертным».
Христос ласково произносит, обращаясь не столько к апостолу Фоме, сколько ко всем нам: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». По этому поводу замечательно рассуждает епископ Николай (Велимирович): «Вера – самый быстрый путь познания. Где есть вера, есть и собеседование; где вера оскудевает, там оскудевает и беседа; сомнение и искушение занимают её место. Когда между чужими поселяется вера, они становятся родными; когда между родными исчезает вера, они становятся чужими. Когда у веры нет соседа-сомнения, тогда душа человека спокойна и сильна, а лицо весело. Сомнение людей в откровении Христовом является последней болезнью человеческой. Христос есть единственное лекарство, и если кто-нибудь сего лекарства не принимает, то как ему выздороветь?».
Будем же веровать во Христа Воскресшего, не сомневаясь. Будем стремиться совоскреснуть с Ним для блаженной вечности. И Милостивый Господь не посрамит нашей веры и надежды.
Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора