Официальный сайт

ГНОСТИЦИЗМ

Вступление в христианство язычников часто было вступлением соглядатаев с намерением перестроить его по-своему и захватить в свои руки. Язычество пошло на компромисс охотно, утаивая в душе мысль о реформе. Такие язычники думали, что вступлением в новую веру они нисколько не обязаны оставлять свои прежние воззрения.

Гностики, вышедшие, по мнению известного русского философа начала XX века С.Н. Трубецкого, из иудео-языческой среды, надеялись, что как язычество, так и христианство можно истолковать путем аллегорий. А путь спасения превратить в метод философствования.

Интеллигентные язычники предлагали христианству соглашение. При этом язычество не хотело признать исключительные права христианства на обладание истиной.

PosnovМногие ученые, в том числе и крупнейший историк Церкви В. Болотов, подчеркивают:

– Гносис утверждал возможность компромисса между язычеством и христианством, если последнее беспристрастно отнесется к язычеству и возьмет от него то, что есть в нем лучшего.

Христианство подобного компромисса не допускало. Опасность гносиса как полуверы была, бесспорно, велика, и заключалась в том, что он говорил языком более понятным и покорял себе представителей языческой мысли.

Иудейство, которое и раньше испытывало влияние египетской и халдейской магии, столкнувшись с греческой философией, попыталось найти нечто сходное с ней в своих священных книгах. Таким образом, в первые века христианства на чисто еврейской почве была сделана попытка насадить новое мировоззрение, в котором космогония, богословие и теургия (магия) выводились из одного начала – еврейской каббалы.

gnistizism12Распространяясь среди других народов, каббала породила гностицизм. Священное Писание использовалось гностиками для аллегорических толкований, а идеи становились реальными существами.

Основной причиной мира, по мнению гностиков, является беспредельное, безграничное – эн софт.

Первый человек – Адам Кадмон – есть первая реализация этого безграничного. Из этого концентрированного света проистекают четыре мира. Мир сущности как чистейшее раскрытие содержания первочеловека. Мир сотворенный, но еще духовный. Мир ангелов и материальный мир. Четыре мира распадаются еще на десять сфер – сефирот; каждая из них представляет одно из свойств божества, соответствует одному из десяти имен божества, одной из частей тела человека и одной из десяти заповедей.

gnostizism2Лжеучители примешивали к христианству языческие понятия. Так, они считали Иисуса Христа одним из эонов, который явился в призрачном теле, чтобы освободить человечество от уз греховной материи.

В качестве образца гностики рассматривали языческие мистерии и думали достичь знания путем мистического экстаза. Не само мышление, а посвящение, вступление в гностическое тайное общество через различные религиозные обряды вело, по их мнению, к истине. Употребляли они и некоторые ритуалы, напоминавшие христианские таинства. «Крещение» и «миропомазание» давалось в формах языческих культов. Важно, что гностиком мог стать человек любой веры. Главным для него было посвящение в тайные обряды.

pesheriГностицизм был столь разнородным явлением, что современные исследователи порой задают себе вопрос: что объединяет столь разные формы представлений о мире и человеке?

Огромную роль в изучении этого явления сыграла находка подлинных гностических текстов (около 1000 страниц на папирусе) в декабре 1945 года.

Эти рукописи IV века были найдены в древнем египетском поселении Хенобоскионе (ныне Наг Хаммади).

Высказываются предположения, что библиотека принадлежала одному из монахов монастыря, основанного Пахомием Великим, и предназначалась для полемики христиан с гностиками.

Одной из самых распространенных была ересь Василида, которая появилась в Александрии около 100 года н.э. В его системе было 365 небес и несколько богов.

gnostizism10Господь Священного Писания считался им низшим божеством. Его божественность по сравнению с другими верховными богами ничтожна. Он и ангелы создали видимое небо. Тьма и Свет сосуществуют вечно, не пересекаясь. Но когда они все же встречаются, Свет удаляется прочь, а влюбленная Тьма завладевает его воспоминанием или отражением. Так появился человек.

В гностической ереси Валентина падшая богиня Ахамот рождает от Мрака двух детей – Творца вселенной и диавола.

У другого гностика – Саторнила – небо внезапно открыло ангелам-творцам видение небесного человека. По его подобию они создали человека земного, но он был ползающим, как змея, до тех пор, пока Господь не сжалился над ним и не наделил искрой Своего могущества.

gnostizism77Человек, по Саторнилу, возник случайно, природа его преступна и опасна, ибо он – плод воздействия ущербного божества на неблагодарный материал. Бог посылает человеку Спасителя, который должен принять условное воплощение и умалиться, так как плоть унижает. Его бесчувственный призрак распинают, а подлинный Христос восходит на небо и сливается с Плиромой. Он остается невредим лишь потому, что знает тайные имена Бога. Вспомним тот же метод в каббале и “Книге мертвых” египтян. Знающий эти имена вознесется, как Спаситель. И подобно тому, как Сын Божий никем узнан не был, так и гностик никем узнан не будет. Тайны эти разглашать нельзя, их следует хранить в молчании. «Знай всех, но живи незаметно», — таков девиз гностиков, а впоследствии масонов.

 

Из книги «Искушение «тайным знанием». Продолжение следует.

 

02 сентября 2016
Яндекс.Метрика
loading