Официальный сайт

ЭПОХА ТЕЛЕВИДЕНИЯ. 1939. ПРОДОЛЖЕНИЕ

В 1939 году в СССР началась эпоха электронного телевидения. Ленинградский институт телевидения разработал оборудование для передачи и приема изображения с четкостью в 441 строку.

В том же 1939 году выпускались телевизионные приемники для коллективного просмотра. В основе их технологии были американские разработки. Они представляли собой довольно громоздкую тумбу. Кинескоп в ней располагался вертикально – экраном вверх.

Зритель смотрел не на экран, расположенный горизонтально, а на отражение изображения в зеркале, которое крепилось на откидной крышке тумбы. Крышка с зеркалом устанавливалась под углом к экрану – торцу кинескопа.

Такая конструкция была единственно возможной из-за длины электроннолучевой трубки, которая составляла около метра. 11 июня 1939 года общественность Москвы торжественно отметила 80-летие со дня рождения А.С. Попова – изобретателя радио. В Доме ученых состоялось торжественное заседание, посвященное этому событию.

С июля 1939 года ОЛТЦ начал передавать в телеэфир еженедельную фотогазету, прообраз теленовостей. Фотографии, сопровождавшиеся дикторским закадровым текстом, рассказывали о важнейших событиях прошедшей недели.

В 1939 году первым спектаклем, показанным по московскому телевидению, стал «Павел Греков» Бориса Войтехова и Леонида Сергеевича Ленча (Попова) в постановке и с участием артистов Театра революции. Художник – Вадим Федорович Рындин.

Режиссерами спектакля были Михаил Федорович Астангов и Михаил Ефимович Лишин. Они же исполняли главные роли: Астангов – Грекова, а Лишин – Сорокина. В спектакле рассказывалось о невинно оклеветанном Павле Грекове, который боролся за торжество правды и справедливости. По мнению некоторых критиков, сила пьесы была в изобличении клеветников. С большим драматическим подъемом проводил ее Астангов – он раскрывал в своем герое силу духа, непоколебимую веру в свою правоту. Греков – Астангов не сдавался. Он не опустил руки, даже когда его оставили иные друзья, продолжал бороться за свое честное имя, за правду.

В 1939 году впервые в мире Григорием Владимировичем Брауде была выдвинута идея «суперортикона». Суперортикон  – электроннолучевая сверхчувствительная трубка, которая позволяла без повышения освещаемости  снимать в павильоне и на натуре.

Изобретение суперортикона стало важным шагом на пути развития телевидения. Брауде изобрел передающую телевизионную трубку с накоплением заряда, переносом изображения с фотокатода на двустороннюю мишень, коммутацией (считыванием изображения с мишени) медленными электронами и усилением сигнала вторичным умножителем (ВЭУ).

Суперортикон стал одной из самых распространенных телевизионных трубок с середины 1970-х годов и остается важнейшей деталью современного телевидения. Основной узел суперортикона – двусторонняя мишень, рабочими элементами которой является полупроводящая пленка и мелкоструктурная металлическая сетка. Именно эта главная деталь была предложена выдающимся российским ученым Г.В. Брауде в 1939 году. Полностью суперортикон был впервые описан американскими учеными А.Розе, П. Веймаром и Х. Лоу в 1946 году.

В суперортиконе выходной сигнал снимают с нагрузочного резистора, подключенного к выводу коллектора ВЭУ. Величина сигнала определяется структурой «электронного изображения» – освещенностью отдельных участков фотокатода (яркостью деталей объекта).Суперортикон стал наиболее чувствительным из применяемых телевизионных устройств – трубок. Он стабильно работал в широком диапазоне освещенности.

Московское телевидение в 1939 году осуществило свою первую собственную студийную постановку. Ею стала опера Джузеппе Пуччини «Тоска». Режиссером постановки был Н. Бровко (Бравко?).

11 ноября 1939 года состоялась первая большая общественно-политическая передача Московского телецентра. Передача была посвящена юбилею Первой Конной армии. Перед телекамерой выступили известные военачальники: С.М. Буденный, О.И. Городовиков, Е.А. Щаденко.

16 декабря 1939 года отмечалась пятая годовщина «первой телепрограммы».

В 1939 году начал свою работу директором Московского телецентра на Шаболовке Федор Иванович Большаков. Начальник ОРПС Ф.И. Большаков  был директором МТЦ и проработал на телевидении до 1960 года.

19 декабря 1939 года из Москвы транслировалась телевизионная передача, посвященная пятилетию со дня показа первой телепрограммы.

В Минске, Красноярске, Архангельске, Ашхабаде, Петропавловске, Новороссийске и во многих других городах любители телевидения увидели выступавших в московской студии известных людей страны, народных артистов СССР, сцены из лучших постановок московских театров.

В 1939 году были проведены первые опыты по записи изобразительной части телевизионных передач на кинопленку в телекинолаборатории Научно-исследовательского кинофотоинститута. Работы велись известным изобретателем П.Г. Тагером при участии Белякова. Об этих опытах рассказывалось в статье П.Г. Тагера «Телевидение – высшая ступень развития кинематографии». («Кинофотопромышленность», 1939, № 11-12. С. 57).

Из книги Владимира Кремень «Иллюстрированная летопись отечественного телевидения (1853-1993). Продолжение следует.

 

НАУЧНЫЙ КЛУБ

 

15 января 2020
Яндекс.Метрика
loading