ЕДИНСТВО МИРА И ЛЮБВИ
Если мы посмотрим на христианскую Церковь, говорит архимандрит Кирилл (Павлов), то здесь, как нигде, требуется во всем именно братское единение. И самое понятие союза взаимного общения имеет весьма важное значение. По самому своему существу и названию своему Церковь есть общение, союз высший, нравственный, духовный союз. Поэтому взаимное общение, единение, любовь суть основные начала религиозной христианской жизни.
– О сем разумеют все, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13.33), – говорил Господь в последней прощальной беседе ученикам Своим.
И действительно, живое единение, взаимная любовь и общение были всегда самыми главными отличительными свойствами христианской жизни в лучшие времена ее развития. О первых христианах Иерусалимской Церкви в Деяниях апостолов говорится:
– У множества уверовавших было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов. И каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4. 32,34-35). Вызывает изумление это совершеннейшее единение первых христиан – единение в духе и в самой внешней жизни, среди тогдашнего общества языческого и иудейского.
Мира испорченного, развращенного и грубого, где каждый заботился о своих выгодах. И где все старались теснить друг друга. И потому всем было тесно друг от друга.
И после времен апостольских, в последующие века христианской истории, взаимная любовь и общение между христианами были настолько высокие, что ничего подобного не было в древнем языческом мире.
Христианские Церкви скоро распространялись по всем городам и странам тогдашнего мира.
Но Церковь в каждом городе имела сравнительно малое число последователей, окруженных со всех сторон громадным множеством неверовавших и враждебных христианству язычников.
И, тем не менее, члены различных христианских Церквей, рассеянные по всему миру, по разным странам и племенам, окруженные и постоянно преследуемые со всех сторон множеством врагов и наветников, были как бы членами одной семьи – братьями и сестрами. Как они и называли друг друга с искренностью и в истинном значении этих слов.
В сохраненных до нас пастырских посланиях того времени, пересылавшихся часто между лицами, никогда в глаза не видевшими друг друга, дышит такой дух близости, искренности, взаимного доверия, взаимного участия, как будто это действительно переписывались друг с другом члены одной семьи, с детства росшие вместе и издавна привыкшие делить между собою мысли и чувства, радости и горести.
Когда в какой-нибудь Церкви возникала какая-либо нужда или горе – голод, гонение от неверных, – члены других Церквей принимали это бедствие как свое собственное и старались помогать бедствующим, чем могли.
В Иерусалиме начался голод – в Антиохии спешили собрать пособие голодающим. Из Македонии христиане во времена апостольские посылали помощь и жертву по одну сторону моря – в Палестину, а по другую сторону – в Рим.
Сами язычники удивлялись такой любви и близости между христианами, не понимая той силы, которая так связывает их между собою союзом любви. И христиане своим примером добродетельной жизни преобразовывали самые нравственные устои существовавшего тогда мира единственно духом веры и силой любви своей.
– Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин. 5.4). Вера, любовью споспешествуемая. Таким образом, любовь и взаимное общение есть основное начало и существенное свойство в развитии религиозной жизни христианства.
Без этого жизнь телесная и в особенности духовная будет мертва. Только любовь дает начало всякой жизни. Поэтому и нам необходимо заботиться о стяжании любви, которая по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1Кор. 13.4-8).
И в будущем веке она будет преобладать между членами Царства Небесного. Да будет же пример святых для нас образцом истинной любви к ближним: и мы должны полагать души свои за братьев (Ин. 3.16).
Пусть это воодушевляет нас и на мужественное и спокойное перенесение скорбей. Ибо мы знаем, что скорби нам предлежат и что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14.22). Аминь.