ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО
23 ноября мы празднуем память святых апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Кварта, и Тертия. Святой Олимп и Родион последовали вместе с апостолом Петром в Рим. И по повелению Нерона, там были усечены мечом.
Святой Ераст был епископом в Панеаде. Святой Кварт в городе Берите, где обратил многих греков ко Христу и скончался мученически.
Святой Тертий был епископом в Иконии. После Сосипатра, довершил обращение иконийских язычников и сотворил много чудес. Скончался мирно.
Во время своей жизни, прославляемые ныне Святой Церковью, апостолы от 70-ти были, как это видно из краткого их жизнеописания, духовными руководителями своей паствы. И мы, братья и сестры, в своей жизни не можем обойтись без духовных руководителей.
В слове Божием все сказано, что нужно знать и делать для спасения души. Но не всякий может правильно пользоваться уроками слова Божия. Для того, чтобы должным образом употреблять эти уроки, нужно руководство сведущих и опытных людей в понимании слова Божия.
Ближайшими руководителями в этом случае должны быть церковные пастыри и учители. Они на то и поставлены. К тому они и приготовлены путем продолжительного обучения. Они учились для того, чтобы учить других.
Не все из них одинаково искусны, одинаково находчивы и речисты. Но можно надеяться, что никто из них, за редким исключением, не введет в заблуждение своих пасомых. Никто не подаст им камень – вместо хлеба. Подаст змею – вместо рыбы.
Правда и то, что многие из них далеко не соответствуют своему положению, не подают доброго примера пасомым своей жизнью. Но это никого не должно отвлекать от внимания к их учению.
Истина, которую возвещают православные пастыри и учители, сама по себе достойна благоговейного внимания. Независимо от того, каковы те, кто учит в нравственном отношении, хорошие или дурные. Пусть дурные, но исходящее из их уст учение истины не делается дурным. Потому что основанием его служит слово Божие, а не помышление человеческое.
Отчего среди нас возникают и умножаются ереси, расколы, неверие, неуважение к церковным постановлениям? В большей части случаев от непослушания церковным пастырям. От пренебрежения к их наставлениям. От пренебрежения к их руководству в делах веры и христианской жизни. Сбывается предречение апостола, что наступит время, когда вместо того, чтобы подчиняться их руководству, люди здравого учения не послушают, но по своим похотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим. 4. 3–4).
Для нас, братья и сестры, главным руководством в суждении о добре и зле, о различии греха от добродетели, лжи от истины, должна быть Святая Церковь. А ее рупоры в этом случае – пастыри и учителя, получившие от нее законную власть питать учением истины, вверенные их попечению души.
Слушающий их слушает Самого Христа. Отметающийся их – отметается Самого Христа.