ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Русская литература, пожалуй, в большей степени, чем какая-либо другая литература мира, имеет христианский характер. Как это надо понимать? Во первых, несмотря на обмирщение с ходом истории, в литературе
даже XIX и XX веков просматриваются церковные истоки. И это не стилизация!
У великих русских прозаиков есть настоящие житийные образы: вспомним хотя бы старца Зосиму из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского или Лукерью из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи».
А летописец Пимен у Пушкина в «Борисе Годунове? Упомянем и писателей, сохранивших в своем творчестве в целом как бы ощущение церковности – Н. Лескова и П. Мельникова Печерского. Во вторых же, русская литература движима стремлением создать образ идеального человека, идеального героя. Прообразом его является Богочеловек, Иисус Христос.
Несмотря на некоторую размытость святого Лика в светских сочинениях, несмотря на отклонения русской литературы от этого своего основного пути, несмотря на метания и шатания ее при вступлении в век двадцатый – именно такова ее основная тенденция.
Каков же он, герой русской литературы? Каким был он в разные литературные эпохи? Главным жанром литературы древней Руси, наряду с летописью, является житие. Житие – это описание пути святого к Богу, его духовная биография, словесная икона. Святой, победив в себе грех, высветлил образ Божий, сокрытый в его душе, превратив свое лицо в лик.
За каждым житием просматриваются крест, Голгофа и Воскресение Христа. Ибо жития повествуют о подвигах, страданиях и славе святых.
Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев, – поет Церковь. И этот церковный гимн как нельзя лучше относится к героям жития – святым.
Литература XVII века – как бы промежуточная между церковной книжностью Средних веков и литературой Нового времени. Герой ее – уже не святой, чтимый Церковью. Но в прозе XVII века сильны еще житийные принципы.
Вот «Повесть об Ульянии Осоргиной». Она переполнена описаниями быта, которых не было в житиях, – биографиях духа человека. Но героиня ее, женщина замужняя, показана как христианская подвижница, подобно тем, о которых еще Антоний Великий говорил, что ему далеко до их святости.
А вот «Житие» мятежного протопопа Аввакума. Снова мы видим в этом произведении интерес к земной жизни героя, реалистическое изображение ее деталей. И вместе с тем, агиографическую устремленность в сферу духа. Когда в видении (истинном или ложном – это другой вопрос) Аввакум ощущает себя «распространившимся» на всю вселенную, то ясно, что при этом, по замыслу автора, надо вспомнить о Всечеловеке – Христе.
XVIII век – век поэзии и драмы. В эту эпоху на русскую литературу сильное влияние оказала литература западная. Русский классицизм с опозданием на век шел за классицизмом европейским. Но XIX век породил русский роман, ставший и с такими западными шедеврами жанра, как романы О. де Бальзака и Ч. Диккенса.
Что же можно сказать о героях русского романа? Неосознанная тяга к Богу у так называемых лишних людей. Вереница «тургеневских женщин».
Богоискательство персонажей Достоевского – и попытка писателя показать идеального человека – князь Мышкин из романа «Идиот»: пусть эти разрозненные упоминания помогут читателю в его поисках Христа в русском романе.
Из книги «Тайна Православия».
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. «ГОРЕ ОТ УМА» А.С.ГРИБОЕДОВА (1795–1829)
ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ. АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ (1804–1860)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809–1852)
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803–1871)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ (1809-1842)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ
ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ (1877–1944). УПРАВЛЕНИЕ ХОРОМ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ФЕСТИВАЛЯ НИКОЛАЯ ГОЛОВАНОВА
ГИМН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ НАПИСАЛ ПОСЛЕДНИЙ РЕГЕНТ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. И.С. ТУРГЕНЕВ
215 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА
ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР МОСКОВСКОГО ДОКТОРА
РЕГЕНТ ПАТРИАРШЕГО БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА В.С. КОМАРОВ (1893-1974)