Официальный сайт

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)

В 2019 году исполняется 205 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

В семнадцать лет Лермонтов написал стихотворение, в котором ряд исследователей видит разгадку судьбы и творчества поэта:

– По небу полуночи Ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворной была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли (1831).

Можно попытаться понять эти стихи как метафору о душе самого поэта, как его метафизическую автобиографию, и попытаться связать с этой предысторией его одиночество, выраженное в героях его творений, вечные странствия, романтический мятеж.

Лермонтов стремился к вере в предопределение, очень часто ощущал в себе роковую тягу ко злу. И, что страшно, винил в этом Бога:

– И не для Ангелов и рая

Всесильным Богом сотворен;

Но для чего живу, страдая,

Про это больше знает Он.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людьми беспечный странник,

Для мира и небес чужой (1831).

Но убежденность в предопределении ко злу – ложная вера. В случае Лермонтова можно говорить о болезни, извращенности воли – об ошибке поэта и его героев, избирающих демоническое богоборчество.

В произведениях Лермонтова скрыто или явно присутствует весьма часто опасная молитва, антимолитва:

– И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не Тебе молюсь (1829).

– Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог (1839).

Мне случилось однажды, – писал А.Н. Муравьев, – в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал Лермонтова за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны.

– Что с тобою? – спросил я. – Сядьте и слушайте, сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри, которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления.

Все же Лермонтову знакомо и противоположное устремление – другие молитвы:

– В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Вообще Лермонтов исключительно точно – как ни один русский писатель –  осознал духовную болезнь своего времени и описал ее. Этим он сделал первый шаг на пути избавления от безблагодатного состояния. Очень многое в его шедеврах подтверждает мысли святых отцов о гибельности для человека маловерия, страстей уныния, отчаяния, мечтательности. Хотя вряд ли поэт успел познакомиться со святоотеческой мудростью.

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. ВСТАЕТ КРОВАВАЯ ЗАРЯ

МАЗЕПА. ОБОЛЬСТИТЕЛЬ

МАЗЕПА. АНАФЕМА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. «ГОРЕ ОТ УМА» А.С.ГРИБОЕДОВА (1795–1829)

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

НАРОД И ПУБЛИКА

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ

 

 

05 июля 2019
Яндекс.Метрика
loading