ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)
В 2019 году исполняется 205 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
В семнадцать лет Лермонтов написал стихотворение, в котором ряд исследователей видит разгадку судьбы и творчества поэта:
– По небу полуночи Ангел летел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворной была.
Он душу младую в объятиях нес
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли (1831).
Можно попытаться понять эти стихи как метафору о душе самого поэта, как его метафизическую автобиографию, и попытаться связать с этой предысторией его одиночество, выраженное в героях его творений, вечные странствия, романтический мятеж.
Лермонтов стремился к вере в предопределение, очень часто ощущал в себе роковую тягу ко злу. И, что страшно, винил в этом Бога:
– И не для Ангелов и рая
Всесильным Богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людьми беспечный странник,
Для мира и небес чужой (1831).
Но убежденность в предопределении ко злу – ложная вера. В случае Лермонтова можно говорить о болезни, извращенности воли – об ошибке поэта и его героев, избирающих демоническое богоборчество.
В произведениях Лермонтова скрыто или явно присутствует весьма часто опасная молитва, антимолитва:
– И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь (1829).
– Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог (1839).
Мне случилось однажды, – писал А.Н. Муравьев, – в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал Лермонтова за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны.
– Что с тобою? – спросил я. – Сядьте и слушайте, сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри, которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления.
Все же Лермонтову знакомо и противоположное устремление – другие молитвы:
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
Сомненье далеко
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Вообще Лермонтов исключительно точно – как ни один русский писатель – осознал духовную болезнь своего времени и описал ее. Этим он сделал первый шаг на пути избавления от безблагодатного состояния. Очень многое в его шедеврах подтверждает мысли святых отцов о гибельности для человека маловерия, страстей уныния, отчаяния, мечтательности. Хотя вряд ли поэт успел познакомиться со святоотеческой мудростью.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. ВСТАЕТ КРОВАВАЯ ЗАРЯ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. «ГОРЕ ОТ УМА» А.С.ГРИБОЕДОВА (1795–1829)
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ