Официальный сайт

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. «ГОРЕ ОТ УМА» А.С.ГРИБОЕДОВА (1795–1829)

В 2019 году исполнилось 190 лет со дня трагической гибели – убийства в Иране (Персии) великого русского литератора и дипломата Александра Сергеевича Грибоедов – автора художественного шедевра, комедии «Горе от ума» (1824). Религиозную проблематику увидеть в ней не просто. Однако, в глубине там обосновывается мысль о тщете, суетности стремления к земным благам. Доказывается бессилие, «горе» ума, не опирающегося на истину абсолютную, открытую вере. А это – идеи религиозные, более того – несомненно христианские.

В комедии позиция Чацкого противопоставлена «фамусовскому обществу». Кто такие «Фамусовы»? Речь в «Горе от ума» идет об обществе чиновников. Как земля от неба, далеких от религиозных исканий и запросов. Шкала их ценностей – табель о рангах, ордена. Цель жизни – нажива, сокровища на земле, в чиновничьем понимании. Идеалы – предельно примитивны. Однако эта духовная болезнь возобновляется из эпохи в эпоху. И способы те же.

Мне завещал отец – говорит Молчалин: во-первых угождать всем людям без изъятья. Хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья. Швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.

«Горе» Чацкого в том, что его ценности не соответствуют фамусовским. Отсюда – его одиночество, непонимание, горе, «миллион терзаний». Но дело все в том, что позицию противников он, при всем своем уме, не в силах опрокинуть! «Фамусовы» и «Молчалины» по своему тоже очень умны, их логика и расчет безупречны. Налицо столкновение двух равноправных, равнозначных мировоззрений. Чем, действительно, образ мыслей Чацкого лучше, чем взгляд Молчалина, Скалозуба? Грибоедов, может, невольно для себя раскрыл роковое противоречие и бессилие разума человека.

Если разум горделиво замкнется в себе, то он, без опоры на постулаты веры, не способен выработать абсолютный критерий истины и вынужден признать равнозначность, пусть и противоречивых между собой, идей. Чацкий, опровергая фамусовскую систему ценностей, в сущности, апеллирует к доводам нравственным. Тут уже вступает в свои права совесть, действует не один ум. Но нигде у Чацкого нет обращения к высшему духовному началу – Богу. Чацкий – типичный гуманист. Но чтобы выработать абсолютно значимый критерий истины, надо выйти за рамки противоборствующих ценностных систем, как они представлены персонажами комедии.

Это могло бы проявиться в отвержении абсолютизации «сокровищ на земле». Но такого выхода герои не совершат. В комедии каждый остается при своем, каждый прав по своему. Проблема неразрешима, отсюда – горе, и оно именно от ума. Трудно ситуацию эту ощущать как комическую. Она, скорее, трагическая. Художественное исследование Грибоедова приходит к выводу: разум, даже и взывающий к совести, в безрелигиозном пространстве являет свою ограниченность и страдает от бессилия что либо изменить в мире. Этот вывод отрицательной природы. Но в нем присутствует как бы безмолвный призыв, жест в направлении сферы духа, религии.

Грибоедов говорил, что только в храмах Божьих собираются русские люди. Думают и молятся по-русски. В Русской Церкви я в Отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, Ярославе, в Киеве, Новгороде, Москве. Что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в Церкви, – а я хочу быть русским!

Уже на пути в Персию дипломат Грибоедов писал:

– Мало надеюсь на свое умение, и много – на русского Бога. Еще вам доказательство, что у меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю.

Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.

 

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

215 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА

ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803–1871)

ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ. АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ (1804–1860)

ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

НАРОД И ПУБЛИКА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. И.С. ТУРГЕНЕВ

ОСЕНЬ ТУРГЕНЕВА

ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ

ХУДОЖНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ

 

28 мая 2019
Яндекс.Метрика
loading