Официальный сайт

ДНЕВНИК ПАЛОМНИКОВ

3-й день:

Прошел месяц как мы вернулись со Святой земли. Это путешествие кажется прекрасной сказкой в нынешних условиях. Закрыты границы, из Иерусалима присылают репортажи, в которых улочки и храм Гроба Господня пустуют. А совсем недавно, наша поездка проходила с 8-15 марта по городу ходили немногочисленные туристы и паломники. Их было немного, но они были! А сейчас ни-ко-го! А может оно и к лучшему. Город устал от бесконечного потока туристов, шума, гама, торговли и ему тоже, как и нам нужно отдохнуть и побыть одному, набраться новых сил чтобы, потом снова соскучившись без людей принять нас с любовью. В этот раз программа поездки поменялась кардинально. К моменту нашего приезда закрыли палестинские территории Вифлием, Хеврон, Иерихон кроме того мы планировали посетить Синай, но перед нами в монастыре Святой Екатерины побывала греческая группа, у которой был выявлен вирус, и мы решили отложить путешествие на гору Моисея до лучших времен. Дай Бог, чтобы они наступили!

Вместо Синая мы отправились в Галилею в ту местность, где лежит Назарет, воспитавший детство и юность Спасителя, где красуется Геннисаретское озеро, на берегу которого Он проповедовал и творил чудеса, где гора Фавор прославлена Его Преображением. На горе Фавор тебя охватывает удивительный покой. Ты словно раскладываешься на молекулы и сливаешься с этим местом. Это подтвердила и монахиня Людмила. А кто как не она знает об этом?

По извилистой дороге мы спустились в Назарет- старый город, который лежит в лощине между двух горных хребтов и оказались у греческого храма, построенного над колодцем Приснодевы. Она, придя к источнику за водой услыхала: «Радуйся, Благодатная!» Все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки произошло позднее в доме, когда она вернулась к себе. Туда мы и отправились. Над домом Иосифа Обручника и Приснодевы построен францисканский монастырь. И вот ты своими глазами видишь место, где произошло Благовещенье и звезду на полу с надписью, «Здесь слово стало плотью». Из благословенного города, где Сын Божий рос в тишине и безвестности, мы проследовали туда где он произнес много проповедей, где приобрел своих ближайших учеников – в окрестности Галилейского, называемого также Тивериадским и Геннисаретским, а по пути посетили евангельскую Кану Галилейскую, где Христос явил свое первое чудо. На месте самого бракосочетания стоит греческая церковь, созданная Россией на средства ИППО в конце 19 века. Как же хорошо было помолиться в русско-греческом храме. По доброй традиции наши дорогие паломники в лавке, которая находится неподалеку купили вина из Каны Галилейской и другие сувениры. Мы всегда заезжаем в эту лавку к гостеприимному хозяине-греку, который угощает вином и сладостями, варит вкусный кофе с кардамоном. Все были рады, что купили подарки знакомым и родным.

Приехав на участок РДМ в Магдале, традиционно окунулись в радоновые источники. В этом году в Израиле было много дождей и Галилейское озеро разлилось. В местах где мы могли пройти пешком, сейчас вода. Для глаза это выглядит непривычно! И вот, наконец, знаменитый «Дом со сводами», купленный начальником РДМ Антонином Капустиным, в нем находится гостиница и ресторан, в котором предлагают обед-ужин с рыбкой Петра. Вечером все совершили променад по набережной.

4-й день:

Три отважных пилигрима из нашей группы на утро совершили заплыв по Галилейскому озеру. Наш путь лежал обратно в Горненский монастырь. По дороге посетили место, издавна называемое Эт- Табега (Табха), в котором произошли следующие евангельские события: насыщение многих тысяч человек хлебами и явление Спасителя на озере после Воскресения с чудесным уловом рыбы, где Петр был восстановлен в своем служении. На этом месте бенедиктинский орден воздвиг небольшой монастырь, а у самой воды на базальтовых камнях малый храм-часовню во имя апостола Петра. Из-за разлива озера осталась лишь узкая полоска берега и нужно было прыгать по камням, чтобы не замочить ноги.

Многие полагают, что на ближайшем холме состоялась нагорная проповедь Спасителя. На этом месте католики возвели монастырь. По давно заведенной традиции у каждого святого места читается отрывок из Евангелия, посвященный тому событию, которое здесь произошло и поется церковное песнопение. Этой традиции мы следовали при посещении всех святых мест, но «Заповеди блаженств», прочитанные на камнях этого холма о Михаилом остались в памяти.

В Капернауме, который находится совсем недалеко от вышеописанных мест, мы посетили католический монастырь, построенный на месте дома апостола Петра, где была исцелена его теща. Его территория, включает в себя развалины синагоги, построенной для иудеев добрым сотником, который веровал в Бога истинного. В Капернаум Христос переселился со своей матерью из Назарета, где не веровали в Него, где Он не мог совершать потому чудес. Здесь же Иисус совершил их множество была воскрешена дочь Иаира, исцелены теща Симонова, сухорукий в синагоге, немой бесноватый, кровоточивая.

Самым любимым местом в некогда величественном городе без сомнения является храм в честь 12 апостолов. Невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы оживляют красные купола белого храма, а территория около него напоминает райский сад, по которому гуляют павлины. За алтарем растет гигантская шелковица. Наверняка вы ее помните! На момент нашего визита, единственный насельник обители отец Иринарх находился в больнице. Дай Бог ему крепкого здоровья «на многая лета …»! Пусть он еще послужит монастырю!

Мы все разместились в автобусе, и монахиня Людмила объявила, что дорога на Иерихон закрыта по причине распространения вируса. Поэтому на Иордан, в место где Иоанн Предтеча крестил Спасителя мы попасть не сможем. Пока есть возможность, и мы находимся в относительной близости с Иорданитом мы можем посетить его.  Иорданит-это благоустроенное место, где обычно окунаются паломники и туристы. Мы не раздумывая согласились. О чудесной силе воды Иордана и в наше время ходят удивительные истории-известно, что некоторых паломников она исцелила от различных недугов. Поэтому в нашей группе никто не сомневался и с радостью все без исключения три раза с головой окунулись, а некоторые переплыли на противоположный берег. Иорданит отличается удивительной нерукотворной живописностью. В реке встречаются сомы. Они при кормлении могут укусить до крови. В нашей группе от сомов-акул никто не пострадал! Так закончилось наше маленькое путешествие по местам детства и юности Спасителя.

Ситуация с закрытием святых мест в Израиле менялась стремительно. Мы должны были заехать в Лидду, но она закрылась. К нашему великому счастью для нас были открыты двери обширного русского подворья в Яффе. Оно расположено на месте где был дом, жила и почила праведная Тавифа и куда пришел апостол Петр воскресить ее из мертвых.

Здесь гостеприимны! Традиционно угощают чаем и сладостями, а также предлагают свежие протертые с сахаром лимоны. Лимоны в Яффе обладают совершенно другим вкусом, чем те, которые мы традиционно употребляем. В благодарность мы решили пропеть песню. Пели кто как мог, но от души. Следующие наши попытки были более успешными, надеюсь, что мы превратились в любительский хор. Ну а как еще за короткое время выразить свою любовь и признательность! Только песней!

В высокой траве цветущего парка, уже за стенами подворья, сидела юная пара. Они были молоды, счастливы и влюблены! Господи, как же ты любишь нас грешных!