Официальный сайт

ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ. БОГОЯВЛЕНИЕ

Сегодняшний праздник именуется праздником Крещения Господня, иначе праздником Богоявления. Но те, кто хорошо знают церковный устав, знают и то, что иногда в этом уставе он также именуется Праздником святых Богоявлений – во множественном числе.

Почему? А вот почему: конечно, центром воспоминаний нынешнего праздничного дня является то, о чем сегодня пели певчие:

– Бог Слово явися плотию роду человеческому.

Воплощенный Сын Божий, о рождестве Которого, когда Он родился, знали только совсем немногие, «явися роду человеческому», ибо Его крещение есть как бы торжественное выступление Его на Свое служение, которое Он после этого и совершал до смерти и воскресения Своего.

Но в то же самое время, сегодняшний праздник характерен тем, что, как поется в его тропаре, в этот именно праздник «тройческое явися поклонение». Все три Лица Святой Троицы впервые явились в раздельности Своей, почему и именуется этот праздник Праздником святых Богоявлений.

Люди услышали голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих – в Котором Мое благоволение (Мф. 3.17). Сын Божий принимал крещение от Иоанна (причем, мы знаем из Евангелия, что Иоанн Креститель как бы растерялся, когда пришел к нему Спаситель мира, и пробовал Его удержать), а Дух Святый в виде голубя от Отца сошел на Сына. Таким образом, впервые «тройческое явися поклонение», почему Церковь так и поет в тропаре, почему и называет этот праздник Праздником святых Богоявлений.

Христос Спаситель явился, чтобы начать Свое спасительное служение. Не так давно, когда был другой великий праздник – Рождества Христова, мы говорили о том, что Господь Своим рождеством в убогом вертепе, когда Он соблаговолил положиться в скотских яслях, этим, как бы подчеркнуто отверг всякую земную славу, всякую земную пышность и великолепие. Ибо не благоволил Он явиться в царских чертогах или богатых палатах, а вот именно в этих убогих и скромных условиях. И этим сразу показал, что Он принес на землю новое начало, начало смирения.

Смотрите же, как Он, так сказать, верен Сам Себе. Как Он и ныне, в сегодняшний великий праздник, то же самое начало смирения проводит явно и несомненно для нас. Ибо, куда Он пришел? На Иордан. Зачем? Креститься от Иоанна. Но к Иоанну приходили грешники, исповедовали ему грехи свои и крестились. А Он был без греха, «неприкосновенен греху», абсолютно от него свободен и чист. И, однако же, смиренно становится в ряд с другими грешниками, как будто бы Он нуждается в этом очистительном омовении водою.

Но знаем мы, что не вода очистила Его, святейшего и безгрешного, а Он воду освятил тем, что благоволил омыться ею, как об этом пелось сегодня во время освящения воды: Днесь вод освящается естество. Итак, Иисус Христос принес на землю начало смирения, и был верен ему в течение всей Своей жизни. Но мало этого. Он и нам оставил завет:

– Приидите и научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11. 28-29).

Он заповедал и нам смирение, вопреки началам гордыни и самолюбия, которыми пышет теперешнее человечество.

Смотрите, почему у нас так много несогласий, и в ограде церковной и в приходах? Потому что всюду сталкиваются раскаленные человеческие самолюбия, а если бы в нас было то смирение, к которому Господь нас призывает, то ничего этого не было бы.

Научимся же у нашего Спасителя, Который как последний грешник пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, научимся от Него этой боголюбезной и благоуханной добродетели, без которой, как говорили святые отцы, никакая другая добродетель совершенной быть не может. Аминь.

 

БОГОЯВЛЕННЫЙ – ФЕОФАН

 

 

 

 

18 января 2018
Яндекс.Метрика
loading