ЦАРЬ МУЧЕНИК НИКОЛАЙ II И ЕГО СЕМЬЯ

17 июля Православная Церковь чтит память Царственных страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
Власть царя на Руси имела совсем иной смысл, нежели власть диктатора или президента: ее значение было религиозным.
При восшествии на престол над царем в Успенском Соборе совершался обряд помазания на царство, в котором царь получал особые силы для управления государством.
В своей совести царь распознавал проявление воли Божией, и царское служение по идее отчасти было подобно пророческому.
Царь помазанник был священной особой, потому его судьба неотделима от судьбы его народа.
Николай II усердно и праведно следовал своему царскому долгу. Он стремился к христианской безупречности, и глубокая преданность Церкви объединяла царя с русским народом.
Но в высшем обществе уже давно начался отход от Церкви. Приближенные не понимали царя и чем дальше, тем больше стремились помешать всем его начинаниям.
После февральского переворота приближенные стали требовать от царя отречения от престола, утверждая, что только эта царская жертва спасет страну от междуусобицы, а армию от развала.Образовалась пропасть между царем с одной стороны и Думой вместе с руководителями армии с другой; в революцию 1917 года в эту пропасть и рухнула Россия.
– Кругом измена, трусость и обман! — записал в эти дни царь в дневнике. Он хотел одного — блага России; а потому 2 марта подписал акт отречения.
Но пользы это не принесло. Дело в том, что личность царя, облеченного властью, была тем единственным стабилизирующим началом, которое сдерживало силы хаоса.
С утратой его эти силы были развязаны, страна покатилась под откос.
Захват власти в октябре большевиками был закономерным звеном в цепи начавшихся событий. В марте, однако, этого никто не предвидел.
После отречения Император Николай II вступил на свой крестный путь. Он вернулся из Могилевской ставки в Царское Село, где вместе со своей семьей — императрицей Александрой Федоровной, четырьмя дочерями и тринадцатилетним наследником Алексеем — несколько месяцев жил под стражей.
Семья царя была удивительно дружной. Это было такое единство людей, когда каждый в другом видит и ощущает как бы продолжение себя самого.
И, поддерживая друг друга, царственные узники не унывали, стараясь вести свой привычный образ жизни, чередуя труд, молитву и здоровый отдых.
Однако никто не собирался оставлять их в покое: 31 июля царь и его семья были насильственно выдворены из царского дворца и увезены в Тобольск, где они пробыли по апрель 1918 года.
Внешне им удалось наладить тихую жизнь. Царица давала уроки детям, поначалу по воскресеньям разрешалось посещать церковь, причем царевны и государыня пели на клиросе.
Узники жили одной надеждой на Бога; мужество и терпение их были исключительными. Но нравственные страдания царя неимоверно усилились: он считал, что его отречение стало причиной установления большевистского режима.
С октября положение семьи становилось все хуже и хуже.
И вот, в апреле, в Тобольск приехал комиссар и заявил, что царя увозят. Начал разворачиваться злодейский план уничтожения всех представителей дома Романовых, разработанный в Кремле.
В мае члены царской семьи были доставлены в Екатеринбург (при советской власти Свердловск) и заключены в доме инженера Ипатьева, где они прожили два с половиной месяца.
Здесь узники постоянно подвергались издевательствам. Особенно страдали от грубости конвоиров невинные девушки и государыня. Настроение их выразилось тогда в стихотворении, которое позже нашли в тетради великой княжны Ольги:
– Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай силы нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, страшный час…
И этот час настал. 4/17 июля царская семья была ночью отведена в подвал Ипатьевского дома. Прекрасные, невинные люди, дети и молодые девушки были расстреляны большевистскими палачами. Погибли члены царской семьи как христианские мученики.
На Юбилейном (2000 г.) Соборе Русской Православной Церкви все они были причислены к лику святых.
В Богоявленском Соборе в Елохове есть икона святых страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры и их детей. Она расположена недалеко от входа в храм на правом столпе рядом с иконами Спасителя, Державной иконы Божией Матери, святых Иоанна Кронштадтского, Елисаветы Феодоровны и Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Святые царственные мученики — молите Бога о нас!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.