БУКВА УБИВАЕТ, ДУХ ЖИВОТВОРИТ
Толкование на литургическое чтение в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Во времена гонений христианам предлагали обрезываться, чтобы «не быть гонимыми за Крест Христов». Такой хитрый прием мог спасти от мучений и казни, но по сути призывал к отречению от Христа.
По слову апостола Павла, «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание». Установленный Законом Моисеевым обряд был прообразом святого крещения и для христианина необязателен. Крещаемый становится уже «новой тварью», т. е. обновленным, очищенным, преображенным творением, усыновляется Богу. С ним пребывает мир и милость Божия.
Для служащего Христу все земные хитрости и прелести не имеют значения. «Крестом Господа нашего Иисуса Христа для меня мир распят, и я для мира» – продолжает свою мысль апостол. Преподобный Силуан Афонский поясняет, что познавшая радость соединения с Господом душа уже не желает иного, но всегда стремится к Нему. В этом и состоит коренное различие между жизнью по букве и жизнью по духу.
«Желающие хвалиться по плоти» ищут только выгоды для себя, без перемены привычного образа жизни, своего сердца, своих мыслей. Не желают жертвовать ради Христа тем, что имеют. Они хотят соединиться с Творцом «автоматически», якобы выполнив предписанное Богом.
Но Господь смотрит на сердце человеческое, на то, что стоит за нашими делами, на помыслы и стремления. Радуется даже малым начаткам любви и благие намерения целует. Особенно же, если добродетели становятся не просто порывами, но неотъемлемыми свойствами души. Именно это и составляет наше подлинное богатство.
Сегодня за Литургией читается евангельская притча о богаче и Лазаре. С одной стороны, она рассказывает о бесполезности надежды на свои приобретения и статус. С другой – о непреходящей ценности веры, как полного доверия Богу. В вечности каждый получает справедливое воздаяние проведенной здесь жизни. Скупой богач – страдает, смиренный Лазарь – блаженствует.
Неслучайно упомянут в притче и праотец Авраам, явивший удивительный пример силы веры. Этот праведник был готов пожертвовать ради Любимого и Любящего Господа самым для него дорогим, зная, что Бог не посрамит его упования. И Лазарь оказывается вместе с Авраамом, потому что так же, как и он, доверял Богу и принимал все с благодарением. Будем же и мы верны Призвавшему нас из тьмы к свету до конца и получим венец нетленный.
Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора