Официальный сайт

БОЖИЕ ПРИЗВАНИЕ

В апостольском чтении, положенном в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (2 Кор. 1: 21 – 2: 4), апостол Павел обращается к христианкой общине Коринфа с такими словами: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам». Сказанное отнюдь не означает, что великий проповедник-миссионер любит коринфян за то, что они какие-то особенные, за их дарования. И уж тем более он не ищет здесь личного самоутверждения и похвалы, ему чуждо то, что мы сейчас называем пиаром. В чем же секрет такой сильной любви апостола к своей пастве?

Чуть выше автор послания произносит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Речь идет о ниспослании крестившемуся даров Святого Духа в совершаемом после крещения таинстве миропомазания. Вот как говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Из бывшего (сбывшегося) апостол утверждает истину будущего. Ибо если Сам Бог утверждает нас во Христа, не попускает нам колебаться в вере, и Сам помазал нас и даровал Духа в сердца наши, то как не дарует нам благ, обетованных в будущей жизни?»

Несколько иначе ту же мысль излагает святитель Феофилакт, епископ Болгарский: «Если же (Бог) дал залог, то, конечно, даст все. А залогом называем подаваемые ныне дарования Духа; ибо разумеем отчасти и пророчествуем отчасти, а совершенное получим тогда, когда явится Христос в славе Своей». Вот почему так обильно изливается на коринфян любовь апостола язы́ков. Для него они не просто единоверцы, но уже ставшие драгоценными сосудами Божией благодати.

Однако получением даров не ограничивается и не исчерпывается духовная жизнь христианина, это лишь начало пути. Мы все призваны войти в вечное Небесное Царство Божьей любви и славы. Несколькими стихами ниже Павел восклицает о неизреченности Божиих обетований: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Теперь обратимся к сегодняшнему сравнительно небольшому отрывку из Евангелия. Он взаимосвязан с предыдущим апостольским фрагментом общей темой и содержит притчу Господа о браке царского сына (Мф. 22:1-14). Сюжет рассказа прост и понятен. Отказавшиеся от щедрого приглашения, причем двойного, к участию в свадебном пире гости на поверку оказались недостойными такой высокой чести. Ради торжества, как водится в таких случаях, все не пришедшие были заменены новыми званными на трапезу, благо желающих участвовать в праздничном пире всегда в избытке. «И брачный пир наполнился возлежащими».

Однако один из вновь приглашенных дерзнул явиться на собрание не в новом, предложенном ему распорядителем, платье, но предпочел остаться в своей старой и грязной одежде. Разгневанный царь приказал извергнуть наглеца вон. В завершение притчи звучат слова Господа: «Ибо много званых, а мало избранных».

Конечно мы понимаем, что данное повествование имеет в себе глубокий духовный смысл. Царство Небесное невыразимо словами – его можно лишь уподобить каким-либо знакомым нам образам, как, например, радость брачного ликования. Царь в притче – это Сам Бог, царский сын – Сын Божий Господь Иисус Христос, а зов на свадьбу есть приглашение к нескончаемому наслаждению богообщения в божественной любви, стать причастниками которой Создатель призывает все Свое творение. В этой связи сразу же вспоминаются слова Господа Иисуса, сказанные Им на Тайной Вечери: «Приимите и ядите…, пейте от нея (чаши) вси…» Теперь они произносятся за каждой Литургией.

В предлагаемых нам сегодня евангельских строках иносказательно представлена вся история человечества на пути к встрече со своим Создателем. По комментарию святителя Николая Сербского Творец хочет, чтобы человек имел веру и надежду к Нему больше, чем к чему и кому бы то ни было в этом мире. Чтобы всей своей любовью он был привязан исключительно к Богу и в тоже время лучами этой любви привязывался к творениям Божиим, находящимся вокруг. Сие единство человека с Богом зовется браком души со Христом. Все другое есть прелюбодеяние и блуд.

Но такое желание Господа не является деспотизмом и насилием нашей воли. Всеведущий и человеколюбивый Бог хочет нам только блага и знает его. В конечном итоге человека спасает лишь любовь, укорененная в Боге, она ведет ее горé, не давая потонуть в омуте эгоизма и греховных страстей. «Лишь тесная связь души со Христом, лучшим образом которой на земле является брак, делает душу богатой и плодоносной. Если же душа ослабевает в верности своему Творцу и любовью привязывается к кому-то или чему-то сотворенному, она постепенно становится служанкой, затем рабой, затем темной и безнадежной тенью и, наконец, печальной картиной плача и скрежета зубов» – наставляет нас тот же святой отец.

Слова притчи Господней обращены и к нам с вами. Для всякого,  приступающего соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения без должного приготовления, звучит грозное предупреждение Христово: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?»

Не будем же медлить ни минуты в решимости переменить вектор своей жизни, ведь завтра может и не наступить. Принесем Господу сердечное покаяние, омоем душу постом и молитвой, украсим ее делами прощения и милосердия. И Вседержитель обязательно вознаградит труждающегося. На самом деле Спаситель всегда стоит рядом с нами, держа в руках роскошнейшие ангельские одежды. Он готов каждого приходящего к Нему очистить, укрепить и просветить его душу, облачить ее в ризы спасения. Постараемся как можно скорее откликнуться на Божий призыв.

 

Илиодор Губертов, миссионер Богоявленского Собора

13 сентября 2020
Яндекс.Метрика
loading