Официальный сайт

БОЛЬНЫЕ И НЕМОЩНЫЕ МОНАХИ

30 января мы празднуем память Антония Великого. Однажды авва Антоний сказал ученику своему Павлу, когда тот, оставив мир, просился жить при нем: если хочешь быть монахом, ступай в монастырь, где много братий, которые могут поддерживать твою слабость.

Из этого научаемся, что должно принимать в монастырь и стариков немощных, больных, слепых и расслабленных. И любить их, когда они с радостью и усердием посвящают себя стяжанию добродетелей. Хотя по немощам своим и не могут поднимать всех трудов.

Потому немалой укоризны достойны те настоятели монастырей, которые не принимают стариков немощных. Хотя известно, что они очень добрых нравов. А принимают охотно крепких юношей для исполнения разных служб по монастырю и для поручений, хотя они дерзки и бесстыжи.

Таких настоятелей блаженный строго обличает в книге «О совершенстве управления обителей». Они позволяют ученикам своим оставаться нерадивыми в делах добродетели, а к делам телесным и мирским сильно побуждают их.

Тем, которые приняли монашество, чтобы прилежать добродетелям, они не дают отдыха и покоя от мирских дел. Непрестанно заставляют исполнять их. И укоряют их, бранят, осмеивают, осуждают, если когда они не с особенной поспешностью исполняют порученное им дело. По немощи ли то, или иногда по ослаблению усердия, хотя они очень были заботливы и усердны в делах духовных.

Напротив великими похвалами превозносят тех, которые весь труд и заботу обращают на мирские дела. Хотя они совершенно ленивы на стяжание добродетелей.

И это трудолюбие происходит у них не от добродетели послушания, а оттого, что они любят заниматься мирскими делами. Но что всего хуже, ленивы ли они или старательны, их имеют как рабов. Авва же Пимен сказал: если из трех монахов – один прекрасно безмолвствует, другой болен, но благодарит Бога, а третий охотно исполняет послушание, то все они в одном состоят подвиге. Этими словами показал святой, что в монастыре, где многие собраны иноки, не одни крепкие телом, нужные для исправления разных послушаний, должны быть, но и немощные братия, предающие себя непрестанному безмолвию: иначе суетен весь труд их.

Авва Антоний говорил: кто живет в уединении, свободен от трех браней. Брани от языка, зрения и слуха. Остается же у него только брань сердца.

Не потому он так сказал, чтобы брань в безмолвии и уединении была меньше брани, воздвигаемой в братии, которых ум развлекается зрением, слухом и языком. Но он показывает этими словами, что живущим в уединении чужды брани со стороны чувств, которыми другие терзаемы, бывают более чем те бранями сердца, которые поднимают в них демоны.

Отцы наши для того уходили на безмолвие, чтоб брани сердца не были усиливаемы бранями со стороны зрения, языка и слуха. Ибо как легко падают братия общежительные, которые – то выходят, то входят, то из монастыря, то в монастырь. Потому что у них к брани сердечной присоединяется брань со стороны телесных чувств. Так удобно падают и монахи, которые живут в безмолвии, хотя и тревожимы бывают только бранью сердечной, если и к ним подойдет брань со стороны телесных чувств.

Это довольно полно оправдано теми братьями отшельниками, к которым, в то время когда они жили в уединении, приходили по какому-либо случаю женщины. И у которых потому к брани сердечной присоединялось видение тела и красоты лица. Они тотчас были преодолеваемы усиливавшейся бранью сердца, и падали.

Что подлинно у тех, кто живут в уединении, брань со стороны душевных чувств сильнее и ожесточеннее, нежели брань со стороны чувств телесных, это можно видеть и из слов блаженного Евагрия, который говорит:

– С теми монахами, которые живут в уединении, демоны ведут брань прямо сами от себя, непосредственно. А против тех, которые живут в обителях и ревнуют о преуспеянии в добродетелях, они возбуждают и поднимают распущенных монахов, более которых в жестокости, досадительности и коварстве никого нет.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (251–356). МОЖНО ЛИ УБЕДИТЬ НЕВЕРУЮЩЕГО?  ПОЗНАТЬ СЕБЯСВЯТАЯ РЕВНОСТЬВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХСУЕТА МИРА.  ЗЛЫЕ СОВЕТЫ. ЧИСТАЯ ДУШАЧТО ОСТАНЕТСЯ ЗА ДУШОЙ. О КЛЕВЕТЕИСКУШЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО ИСКУШЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ

29 января 2018
Яндекс.Метрика
loading