БОГОУБИЙСТВО
Величайшее в истории человечества преступление – богоубийство.
Ужасной была ночь в Великий четверг, начавшаяся Гефсиманскими скорбями Господа нашего Иисуса Христа. Он в эту ночь претерпел мучительную внутреннюю борьбу с Самим Собой. Ужасные душевные страдания, бывшие предвкушением мук крестных.
Он скорбел в эту ночь и ужасался той скорбной чаши, которую Ему предстояло испить. Закончилась эта ночь предначинательными страданиями Богочеловека во дворе первосвященника Каиафы.
Ужасны были и наступившие после ночи утро и день Великой пятницы. Это были утро и день самых страданий и страшной и вместе с тем унизительной смерти Богочеловека.
Но не один Христос Спаситель подвергся тяжким искушениям в это страшное время. Великие искушения предстояли тогда и друзьям, и врагам Христовым.
Друзьям предстояло или, преодолев искушение, разделить вместе со своим Божественным Учителем предстоящие Ему опасности. Или, поддавшись малодушию, изменить своей любви к Нему и оставить Его одного среди врагов и страданий.
Врагам же Его предстояло иное искушение: воспользоваться благоприятным случаем для приведения в исполнение своих злобных замыслов. И, добившись их осуществления, совершить величайшее в истории человечества преступление – богоубийство.
Всем, подвергшимся искушениям, необходимы были величайшая бдительность и ограждение себя самым надежным щитом против искушений – молитвой.
Поэтому-то Сам Господь Иисус Христос в ожидании грядущих искушений и страданий в эту ночь, как никогда, и бодрствовал, и молился с необыкновенным для Него напряжением.
И ученикам Своим внушал: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна (Мф.26:41).
Но, к сожалению, только Он один в эту ночь бодрствовал и молился. И отразил со славой все искушения. Напротив же, и друзья, и враги Его под ударами искушений пали.
Посему, говорит архимандрит Кирилл (Павлов), молитесь, дорогие мои, да не внидете в напасть.
В молитве Сам Господь указывает нам благонадежнейшее средство для отражения искушений и успешной борьбы с ними.
И действительно, молитва есть самое верное оружие для отражения и препобеждения искушений.
Если вся наша судьба находится во власти Божией и от Господа Бога зависит попустить нам или же отвратить от нас искушение, если Господом даруются человеку и силы, потребные для успешной борьбы с искушениями, то что возможет сравниться с молитвою, через которую мы можем получить избавление от постигающих нас напастей и обстояний?
Но, к сожалению, не все и не всегда могут пользоваться молитвою как надежнейшим средством к препобеждению искушений. Подобно Апостолам, которые в Гефсимании не могли и одного часа бодрствовать и молиться с Господом, готовившимся к страданиям и смерти, и мы большей частью бываем погружены в тяжкий сон. В сон не телесный, как Апостолы, а в сон духовный. Тяжкий сон беспечности и нерадения. Так что, столкнувшись с искушениями, мы оказываемся вовсе не умеющими молиться.
И поэтому, встречая искушение без молитвенного приготовления, без молитвенного духа, мы, как и Апостолы, падаем под тяжестью нашедшей на нас напасти. Из этого-то и следует уразуметь, как мы должны заботиться о приобретении этого благонадежнейшего средства в борьбе с искушениями, указанного Самим Господом – молитвы.
И как должны стараться научиться молиться горячо и постоянно. Чтобы не дать совершиться в нас ужасному преступлению – богоубийству.
– Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26.41).