Официальный сайт

БОГ НАМ ЯВЛЯЕТСЯ И СОДЕЛЫВАЕТ СВЕТОМ

Святой Симеон Новый Богослов в Божественных гимнах пишет:

– Как, Господи, будучи сокрытым, Ты видишь и соблюдаешь все? Как, нами не видимый, Ты видишь нас всех? Но познаешь Ты, Боже мой, не всех, кого видишь. Но, любя, познаешь только тех, которые Тебя любят, и исключительно только им одним Самого Себя являешь. Будучи Солнцем сокрытым для всякой смертной природы, Ты восходишь в преданных Тебе. Видим бывая ими, и они восстают в Тебе, бывшие прежде омраченными: блудниками, прелюбодеями, распутниками, грешниками, вымогателями, хищниками.

Через покаяние они делаются сынами Твоего Божественного света. Ведь свет, конечно, рождает свет: поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано (Пс.81. 6). И Богами становятся по благодати – те, которые отрекутся суетного и обманчивого мира, без неприязни возненавидят родителей и братий, считая себя странниками и пришельцами в жизни. Те, которые лишат себя богатства и имущества, совершенно отвергнув пристрастие к ним. Те, которые ради славой небесной от души возгнушаются пустой славою и похвалами людскими.

Те, которые отсекли свою волю и соделались для истинных пастырей как бы незлобивыми овцами. Те, которые стали мертвы телом ко всякому греховному деянию, до пота трудясь над возделыванием добродетелей. И руководясь в жизни одной только волей кормчего. Через послушание омертвляясь и опять же оживая. Те, которые, благодаря страху Божию и памяти смертной, во все дни и ночи проливают слезы и умом припадают к стопам Владыки, испрашивая милости и оставления грехов.

Преданные Тебе через всякое деяние добра приходят в благое состояние.  И, как повседневно плачущие и усердно толкущие, привлекают милость. Частыми молитвами, неизреченными воздыханиями и потоками слез они очищают душу. И, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания – увидеть душу совершенно очищенной. Но так как невозможно найти конца света, то очищение у нас бывает бесконечным. Ибо сколько бы ни очистился и ни просветился я жалкий, сколько бы ни увидел очищающего меня Духа Святого, мне всегда будет казаться начало очищения и видения.

Потому что в беспредельной глубине и в безмерной высоте кто может найти середину или конец? Я знаю, что света много, но сколько – не знаю. Усиленно желая все большого, я постоянно воздыхаю о том, что мне дано немногое, хотя оно и кажется мне многим. В сравнении с тем, что, как я догадываюсь, далеко отстоит от меня. С тем, чего видя, я желаю и думаю, что ничего не имею. Так как, совершенно не ощущая данного мне богатства, хотя и вижу Солнце, однако не считаю его таковым. Каким же это образом?

Слушай и веруй. То, что я вижу, есть Солнце, Которое невыразимо приятно для чувств. Оно влечет душу к неизреченной и божественной любви. Душа же, видя Его, воспламеняется и горит любовью, желая всецело иметь внутри себя то, что является ей. Но не может, и потому печалится и не считает за благо только видеть или ощущать Его. Когда же Видимый мною и никем Невместимый, как поистине неприступный, изволит помиловать сокрушенную и смиренную душу мою, тогда каким Он видится мне, сияя пред лицом, таким весь во мне зрится блистающим, весь исполняя меня смиренного всякой радости, всякого желания и божественной сладости.

Это – внезапное превращение и чудная перемена – невыразимо словами то, что во мне совершается. Ведь если бы кто увидел, что это видимое всеми солнце сошло внутрь его сердца и все вселилось в него, и также светило бы, – то не помертвел ли бы он от чуда и не сделался ли бы безгласным. И не изумились ли бы все это видевшие? Если же кто увидит Творца солнца, наподобие светила светящим внутри себя, действующим и говорящим, то как не изумится и не содрогнется он от такого видения? как не возлюбит Жизнеподателя?

Люди любят подобных себе людей, когда они кажутся им несколько лучшими других. Творца же всех, Единого бессмертного и всемогущего, кто, увидев Его, не возлюбит? Если многие, поверив от слуха, возлюбили Его, а святые и умерли за Него, и остаются живы, то приобщившиеся видения Его и света, Им познанные и Его познавшие, как они не возлюбят Его? Скажи, как ради Него не будут непрестанно плакать? Как не станут презирать мира и того, что в мире? Как не отрекутся всякой чести и славы те, которые, став выше всякой славы и чести земной и возлюбив Владыку, нашли Того, Кто пребывает вне земли и всего видимого.

Вернее же – Того, Кто сотворил все видимое, равно как и невидимое, и получили бессмертную славу, имея в Нем без недостатка всякое благо? Также и всякое отпущение грехов, и всякое желание вечных благ и вещей божественных, как богатство некое, они почерпнули из того же вечно живого источника. Обильно насытиться которого дай и нам, Владыко, и всем ищущим и горячо любящим Тебя. Дабы и мы также со святыми Твоими наслаждались вечными благами во веки веков.

Как Ты бываешь и огнем пылающим и водою орошающею? Как Ты и сожигаешь и услаждаешь, и тление потребляешь? Как людей Богами содеваешь и тьму в свет обращаешь? Как из ада возводишь и смертных в нетление облекаешь? Как тьму к свету привлекаешь и ночь перстом удерживаешь? Как Ты сердце озаряешь и меня всего изменяешь? Как с людьми соединяешься и сынами Божиими их делаешь? Как любовью к Себе возжигаешь и без стрелы уязвляешь?

Как грехи долготерпишь и не тотчас воздаешь? Как Ты – Сущий вне всех и всех вещей видишь деяния всех? Как вдали от нас пребываешь и дело каждого созерцаешь? Дай рабам Твоим терпение, да не покроет нас скорбь.

Продолжение следует.

 

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. О БОЖЕСТВЕННОМ СВЕТЕ

ГИМН БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ

24 марта 2020
Яндекс.Метрика
loading