БОГ ИЛИ МАМОНА
– Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.
Какие здесь разумеются два господина, спрашивает Святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец, которым невозможно служить в одно и то же время?
Один – это Господь и Бог, другой – богатство или любогреховная плоть наша. В которой действует диавол, силящийся приковать ее к миру.
Очевидно, невозможно работать вместе Богу и любогреховной плоти – именно потому, что Бог требует от нас святости, неуклонного и точного исполнения воли Своей. А плоть непрестанно подстрекает ко греху – к чревоугодию, пьянству, блуду, зависти, вражде, лихоимству и сребролюбию, к лености и прочее.
Как согласить служение Богу и плоти? Очевидно, нельзя! Слово Божие прямо говорит, что те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5. 24). И отнюдь не служат многогрешной плоти, не угождают ей.
– Плоти угождения не творите в похоти (Рим. 13,14), – говорит святой апостол Павел. И всегда бывает так, что, кто угождает своей плоти, тот нерадит об угождении Богу, о спасении души своей. Об исправлении своем, о добродетельной жизни. Не исправляет сердца своего, не устремится духом к горнему Отечеству, но весь бывает, как бы прикован к земле, к земным наслаждениям.
Кто любит свою многогрешную плоть, тот не любит Бога. Тому тяжкими кажутся заповеди Его. Тот не любит ближнего. Он не попечется о его спасении, потому что и о своем не заботится.
Не поможет в нужде, потому что слишком много любит сам себя. И лучше исполнит свои прихоти, чем отдаст собственность свою на нужду ближнего.
– Посему говорю вам, – продолжает Господь, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа, не больше ли пищи, и тело одежды?
Забота неуместная, неразумная, слишком усиленная забота о пище, питье, одежде весьма вредит христианскому житию. Она-то и есть то, что назвал Господь раньше служением мамоне.
Эта неправильная забота наша о пище, питье и одежде ставит вверх дном всю жизнь нашу. Вместо того чтобы заботиться главным образом о душе, об очищении, исправлении, освящении ее – вообще о спасении, мы печемся ежедневно о том, во что одеться и об угождении своему алчному чреву.
А душу – это бессмертное существо, сотворенное по образу и подобию Божию, – погибающую заживо во грехах, оставляем в пренебрежении, без исправления. Или даже ежедневно прилагаем грехи ко грехам. Тело насыщаем и пресыщаем, а душу оставляем голодать. Тело украшаем, а душу безобразим. Тело оживляем, а душу убиваем.