БОГ – ЭТО ВЕЧНЫЙ СВЕТ, ПРОСВЕЩАЮЩИЙ МИР
Толкование на Литургическое чтение в неделю 31-ю по Пятидесятнице
Через несколько дней Святая Церковь будет праздновать Крещение Господне и Богоявление, то есть первое в истории мира явление Бога в Трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. К этому событию готовит нас сегодняшнее евангельское чтение.
В Рождество Христово мы вспоминали о том, как Сын Божий родился на земле: вечный Бог стал видимым и осязаемым для всех. Мир обрёл своего Спасителя, но человечество ещё не знало об этом. Господь вёл обычную жизнь, не проявляя Свою Божественную природу вплоть до тридцатилетия, ведь только с этого возраста, по иудейскому закону, можно было проповедовать.
Но к проповеди Христа человечество нужно было подготовить. Чтобы люди могли воспринять всю полноту Его учения, надо было возвысить их умы и сердца, очистить души покаянием. Поэтому перед тем, как Спаситель явил Себя миру, на землю был послан Иоанн Креститель. Его называют также Предтечей, то есть тем, кто был пред (перед) Христом. Евангелист Марк говорит о нём от лица Бога, словами ветхозаветных пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1:2).
Иоанн вёл строгий образ жизни, чем резко отличался от современных ему проповедников-иудеев: носил грубую простую одежду, непрестанно постился. Всем своим видом он как бы говорил слушателям: «Не в богатстве, не в роскоши, не в человеческой славе, не в земном могуществе надо искать пути к Богу и к счастью». И его пламенная проповедь о грядущем Господе, подкреплённая равноангельской жизнью, конечно, привлекала людей. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве».
Крещению каждого человека предшествовало исповедание (то есть открытие, называние вслух) своих грехов, после которого Иоанн с молитвою погружал кающегося в воды реки Иордан. Это погружение символически означало очищение, омытие грехов и готовность изменить свою жизнь. Однако крещение Иоанна ещё не было полным и благодатным христианским Таинством, а лишь служило приготовлением к нему. Сам Иоанн свидетельствовал о грядущем за ним Христе Спасителе: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8).
Иоанна Крестителя Сам Господь назвал большим из пророков (Мф. 11:9). Он единственный из них удостоился быть свидетелем явления Спасителя на земле. Но мы с вами не более ли счастливы, чем все ветхозаветные пророки? Ведь нам не нужно ожидать Спасителя, мы рождаемся в мире, который уже спасён Христом, и должны лишь откликнуться на Его зов, полюбить Его, измениться ради Него.
Через несколько дней Сам Господь примет крещение в Иорданских водах, чтобы дать нам пример, как должны и мы войти в Его Святую Церковь. Вскоре после крещения Христос выйдет на Своё служение к людям – проповедовать Царство Божие и радостную, новую весть: грех и смерть больше не властны в этом мире, ибо Спаситель победил их. Пойдёмте за Ним, за нашим Господом, мы, крещённые во имя Святой Троицы, в мире, где больше нет смерти! Станем Его учениками, друзьями, детьми, пройдём вместе с Ним путь до самого Воскресения, до самого Царства Небесного.
Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора