БЛЮДИТЕ УБО, КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ
Блюдите у6о, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры (Еф.5. 16). Апостол Павел писал Ефесянам:
– Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.
Имея такое высокое назначение – быть светом мира, ходите так, чтобы соответствовать своему значению. Чтобы никто ничего не мог вас укорить, кроме разве того, что вы христиане и всем желаете быть христианами.
Как опасно – объясняет Святитель Феофан Затворник, – точно верно, пунктуально по лежащим на вас обязанностям. Точь-в-точь как ожидается от вас.
Но заповеди известны: по ним действуй, казалось бы – и все тут. К чему предостережение: блюдите, и эта норма: не якоже немудры, но якоже премудры?
К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностью. Когда неуместностью, когда излишнею ревностью. Определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере, есть дело мудрости. Мудрость и общую норму поведения определяет и держит, и каждое дело осматривает.
Немудрость действует сплеча. Или, как еще говорят, зря. Оттого и силы, и время тратит, а плода мало имеет, хоть делать старается все доброе, а не худое.
– Блюдите – сверх того предполагает опасности, козни, сети. И в них недостатка нет. Много сплетений во внешних обстоятельствах, которые могут отвлекать от правого и увлекать к неправому. И в себе много такого, что может сбивать с пути, и враг не дремлет. Так много причин к тому, чтобы блюстись и ходить с крайнею опасливостью.
Блаженный Иероним пишет: Верно говорится ефесянам, чтоб они, имея чувства, обученные в рассуждении добра и зла, опасно шествовали. И, все искушающе, добрая держали. Кто видит, как ему следует шествовать и умеет осторожно ступать ногою, чтоб не споткнуться о камень, говоря: светильник ногам моим закон Твой (Пс.118.105), тот конечно мудр.
И я не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума, мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно.
Из этого понять нам должно, что и нравственные правила, которые многими почитаются совершенно ясными, на том основании, что говорится: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс.18. 9), – имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение. Светлая та заповедь просвещает очи тех, кто, отвергнув неразумие, посвятили себя деятельному усвоению уроков мудрости.
– Не допускай злу войти в душу, говорит Антоний Великий. Человек, благочестиво живущий, не попускает злу войти в душу.
А когда нет в душе зла, тогда она безопасна и невредима. Над такими людьми уже ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол, и живут они невредимо хранимы, как богоподобные.
Похвалит ли кто его, он не примет всерьез похвалы. Обесславит ли кто его, он не защитится и не возмутится против обидчика.
Продолжение следует.