БЛАЖЕНСТВО ПЛАЧУЩИХ И ГОРЕ СМЕЮЩИХСЯ
Спаситель в Нагорной проповеди говорит необычные для нас слова. Блаженны люди плачущие ныне. И горе тем, кто смеется ныне, потому, что они возрыдают и восплачут (Лк. 6.21,25). Неужели смех вреден, а плач полезен?
Святитель Филарет митрополит Московский в день памяти святителя Алексия Московского, мощи которого почивают в Богоявленском Соборе, объясняет:
– Какие люди плачущие находятся на пути к блаженству? Христос Спаситель ублажает и нищих. Но не просто, но нищих духом (Лк. 6.20). И когда, по сказанию святого Луки, говорит: блаженны алчущие ныне: яко насытитесь (6.21), Он ублажает не людей алчущих хлеба. Потому что насыщение хлебом не есть блаженство. Но, как полнее и яснее говорит святой Матфей, блаженны алчущие и жаждущие правды (5.6).
Соответственно с тем надо рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и, по духовному побуждению. Плачущие о правде и добродетели, которой не имеют. Оплакивающие неправду и грехи, которыми обременены. Плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога. И потом от любви духа, что при всем делании видят себя недостаточно соответствующими Божией любви и милосердию.
Из этого можно усмотреть и то, почему желающий достичь блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный, непорочный человек блаженствовал в раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному.
Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него. И Сам Бог как праведный Судия и вместе как человеколюбивый Врач поставил его на путь плачевный. Когда сказал Адаму, указывая на проклятую в делах его землю: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3.17). Когда сказал Еве: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей (ст. 16).
Что Бог поступил в этом как праведный Судия, это понятно само собою. А что Он поступил в этом и как человеколюбивый Врач, требует объяснения.
Христос Спаситель сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17.21). Оно есть в нас, конечно. Не в полноте, как оно есть на небе, но, по крайней мере в зачатке, когда живет в нас благодать Божия. Когда вселяется Христос верою в сердца (Еф. 3.17).
По прямой с этим противоположности справедливо можно сказать, что и царство диавола, или иначе ад и самый огонь геенский, не в полноте, а в зачатке внутри человека есть, когда живет в нем грех.
Тот скрытый огонь проявляет себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам и жжет совесть (1Тим. 4.2). Темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах разгорающимся в пламя отчаяния.
Поэтому, как для тушения пожара нужна вода, так для тушения неестественного огня греховного душе нужны слезы покаяния.
Как для уврачевания расстройства в здоровье, произведенного роскошью и неумеренностью в пище и питии, употребляются горькие лекарства, так для уврачевания души, зараженной впечатлениями греховных услаждений, требуются скорби покаяния и горькие слезы.
Мир не любит плакать, когда не исторгают слез страсть или беда. Он любит веселье или смех. Спешит скачущею ногою достичь минутного блаженства. Кажется, он стремится теперь к такому совершенству суеты, чтобы совсем ничего не делать, а только забавляются увеселениями. Столько говорят о них, и пишут, и печатают, что непонятно, как людям не наскучит веселье, простираемое до пресыщения и утомления.
Знаете ли, думаете ли вы, куда ведет сей путь, к каким последствиям, приближает сия всепоглощающая страсть к увеселениям, к роскоши, к непрестанным чувственным наслаждениям? Суд уже произнесен.
И произнесен он таким Судией, Которого определения неизменны.
Потому что Он бесконечно праведен и вечен. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете, и восплачете (Лк. 6.25). Это ныне, которое вы с такими усилиями наполняете обаянием и мечтами, вскоре прейдет. Обаяние и мечты исчезнут. И вы восплачете о расстройстве вашего внешнего благосостояния, о расстройстве здоровья, о расстройстве сил душевных. И, что всего плачевнее, возрыдаете, наконец, о том, что не плакали кратковременными слезами покаяния и умиления, которые принесли бы вам вечное утешение. И что кратковременным весельем и смехом купили себе вечные, палящие слезы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.