БЛАЖЕНСТВА. ВЗОЙТИ НА ГОРУ

Григорий Нисский – отец и учитель Церкви, младший брат Василия Великого. Он оставил нам бесценные творения по богословию и христианской психологии. В трактате, который назван «О блаженствах» он раскрывает суть подлинного счастья и удовольствия на примере Нагорной проповеди Христа.
– Увидев народ, Он взошел на гору. И, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5. 1-3).
Кто в числе собравшихся был таким, чтобы ему и быть учеником Слова, и вместе с Ним с земли – от понятий пустых и низких, мог взойти на духовную гору возвышенного созерцания?
На ту гору, которая избежала всякой тени высящихся холмов злобы. И освещаемая отовсюду лучом истинного света, в чистой ясности истины, с вершины своей дает видеть все, что для заключенных в темноте ущелий невидимо. А что открывается взору с высоты той, какие это виды, и как многочисленны, – описывает Сам Бог Слово.
Он ублажая восшедших с Ним на гору, как бы перстом каким указует здесь Царствие Небесное. А там – наследие горней земли. Потом помилование, правду, утешение, приобретаемое родство с Богом всяческих, и плод гонений. Именно тот, чтобы стать сообитателем Божиим. И все иное, что кроме сего, по указанию Слова свыше с горы, можно видеть в уповании простирающему взоры с этой высокой стражбы – претерпевших страдания и мучения.
Итак, поскольку Господь восходит на гору, послушаем, что взывает пророк Исаия.
– Приидите, и взыдем на гору Господню (Ис.2. 3). И если немощны мы от греха, то, как научает пророчество, укрепим руки ослабленные, и колени расслабленные. Ибо если будем на вершине, то найдем Исцеляющего всякий недуг и всякую язву (Мф.4. 23). И недуги наши Восприемлющего, и болезни Носящего (Мф.8. 17). Потому поспешим и мы к восхождению, чтобы, с Исаией став на вершине надежды, и нам с высоты увидеть те блага, которые указует Слово последовавшим на ту возвышенность.
И нас да научить тому, слышанию чего есть блаженство. Началом же нашего обозрения да будет начало сказанного в учении.
– Блаженны, сказано, нищие духом: яко тех есть Царствие Небесное. Если какой-то золотоискатель найдет надпись, показывающую, что хранится тут сокровище. Но место, заключающее в себе это сокровище, желающим приобрести его представляет много пота и труда, то неужели не найдет в себе сил к трудам, вознерадит о выгоде, и не примет на себя никакого тщательного усилия, а признает приятнейшим богатства?
Это невозможно. Напротив, пригласит он на помощь всех друзей и отовсюду собрав себе, какую только можно, в деле поддержку, при множестве рук, сокрытое богатство сделает своею собственностью.
Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам Писание. Сокрыто же богатство это по неясности для нас. Потому и мы, любители чистого золота, воспользуемся множеством содействующих в молитвах, чтобы и нам сделать явным для себя богатство. И всем разделить сокровище поровну. И каждому приобрести его в целости.
Ибо таков раздел добродетели, что и всем состязающимся о ней уделяется, и каждому принадлежит, все, не убавляясь у участвующих в разделе.
При разделе земного богатства захвативший себе больше получающих по равной доле делает несправедливость. Потому что увеличивший свою часть непременно умаляет долю соучастника.
Но богатство духовное уподобляется солнцу. Ибо уделяется всем смотрящим на него. И для каждого остается целым.
Итак, поскольку каждый наделяется равной выгодой от труда, то в искомом нами да будет всеми оказано содействие молитвенное.
Продолжение следует.
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ
БЛЮДИТЕ УБО, КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ