БЛАГОЕ ОТЧАЯНИЕ
Когда Божественная благодать утвердит в мыслях человека, чтобы во всем уповал он на Бога, тогда мало-помалу начинает он входить в искушения. И тогда благодать, говорит Преподобный Исаак Сирин, попускает, чтобы насылаемы были на него искушения, соответственные его мере, чтобы понести человеку тяжесть их.
И в этих искушениях ощутимо приближается к нему помощь. Чтобы не страшился он, пока не обучится постепенно. И приобретет мудрость. И в уповании на Бога станет презирать врагов своих.
Ибо умудриться человеку в духовной борьбе, познать своего Промыслителя, ощутить Бога своего и сокровенно утвердиться в вере в Него – невозможно иначе, как только по силе выдержанного им испытания.
Как только благодать усмотрит, что в мыслях человека начало появляться некоторое самомнение и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения. Пока не познает свою немощь, не прибегнет к Богу и не прилепится к Нему со смирением.
Таким образом приходит человек в меру мужа, совершенного верой и упованием на Сына Божия, и возвышается до любви. Ибо чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его.
Здесь-то Бог силу Свою и показывает в спасении его. Ибо никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе. И нигде Бог не являл ощутительно действенности Своей, как только в стране безмолвия и в пустыне. В местах, лишенных разговоров и смятения, какие бывают у живущих с людьми.
Не дивись, что когда приступаешь к добродетели, отовсюду источаются на тебя жестокие и сильные скорби. Потому что и добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела. Ибо по тому самому, как сказал святой Иоанн, она и наименована добродетелью.
– Добродетели, говорит он, обычно встречать затруднения. Она достойна порицания, когда привязана к покою.
Блаженный монах Марк сказал:
– Всякая добродетель именуется крестом, когда исполняет заповедь Духа. Поэтому-то все хотящие жить в страхе Господнем и о Христе Иисусе, гонимы будут (2Тим. 3.12).
Ибо говорит Он:
– Если кто хочет за Мной идти, да отвержется себя, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8.34).
Кто не хочет жить в покое, тот, погубив душу свою ради Меня, обрящет ее (Мф. 16.25).
Для того предварил Он тебя и предложил тебе крест, чтобы ты определил себе смерть, и потом уже послал душу свою идти вослед Его.
Ничто так не сильно, как отчаяние. Оно не знает, чтобы кто победил его десными ли то, или шуими.
Когда человек в мысли своей отсечет надежду по отношению к жизни своей, тогда нет ничего дерзостнее его. Никто из врагов не может противостать ему. И нет скорби, слух о которой привел бы в изнеможение мудрование его. Потому что всякая приключающаяся скорбь легче смерти. А он подклонил голову, чтобы принять на себя смерть.
Если на всяком месте, во всяком деле, во всякое время, во всем, что ни захотел бы ты совершить, обречешь себя в уме своем на труды и скорбь, то не только во всякое время окажешься благодерзновенным и не ленивым, чтобы противостать всякому представляющемуся тебе неудобству. Но от силы ума твоего побегут от тебя устрашающие и ужасающие тебя мысли, обыкновенно порождаемые помыслами, устремленными к покою.
И все, что встречается тебе трудного и неудобного, покажется тебе удобным и легким. Нередко будет встречаться с тобою противное тому, чего ты ожидал. А быть может, никогда не встретится с тобою ничего подобного.