БЛАГАЯ ВЕСТЬ. МАРИЯ И АРХАНГЕЛ
Явление Архангела не устрашило Марию, как устрашило священника Захарию явление Ангела Господня, стоящего по правую сторону алтаря кадильного (Лк. 1.11-12). Или приводило в трепет явление Ангелов других ветхозаветных праведников (Суд.6. 22–23; 13. 22). Живя во храме, Мария привыкла к явлениям и беседам Ангельским. Но приветствие, какое она услышала от Ангела, смутило Ее. Слово Ангела, слово радости и благословения, смутило Деву Марию своею необычайностью.
До сих пор ни один и особенно ни одна из земнородных не слыхали с небес подобного приветствия. Мир Тебе, сказал Ангел Господень Гедеону (Суд. 6. 23), по надобности успокоить его. Ибо Гедеон, по понятиям своего времени, думал, что видение Ангела будет ему смертоносно. Но приветствие радуйся беспримерно в древних явлениях Ангелов.
Господь с Тобою, так Ангел приветствовал Гедеона же, и также по особенной надобности вдохнуть ему силу и бодрость для чудесной победы над врагами и для спасения народа израильского.
Многократно и щедро благословлял Бог Авраама, как например: воистину Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих. И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт.22:17–18). И еще: От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд. (Быт.18:18).
Но не сказано здесь, чтобы Авраам был благословен в мужах, то есть преимущественно пред всеми мужами. А о благословении Сарры, хотя и она участвовала в произведении на свет благословенного семени, совсем умолчано. Правда, сказал Господь однажды и о Сарре: благословлю же ее (Быт.17:16), но достойно примечания, что и такое краткое благословение изречено не в лицо ей, а в отсутствие ее Аврааму. Видно, так надлежало по судьбам Божиим, чтобы от жены, в которой прежде мужа началась утроба благословения в блаженном раю, долее, нежели от мужа, таились начатки возвращающегося благословения на несчастной земле.
Без сомнения, разумела это Дева Мария, как из писанного слова Божия, так и посредством собственного смиренного богомыслия. И потому, когда слышит, что неожиданный посетитель приветствует Ее не только миром, но и радостью, приписывает Ей благодать не как дар, но как Ее неотъемлемое достояние, возвещает Ей благословение преимущественное пред всеми женами в мире: тихая душа Ее от сильных слов духа, как тихая вода от сильного дыхания ветра, по необходимости приходит в движение: смутилась от слов его, как говорил Святитель Филарет Московский в Праздник Благовещения.
Продолжение следует.
СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ АННА И ЕЕ ДОЧЬ ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОСИФ ОБРУЧНИК
ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ВОСПИТАНИЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ