БЕСПЛОДИЕ
Представьте себе, продолжает митрополит Владимир (Иким), как должны были страдать от своего бесплодия Иоаким и Анна, чувствовавшие себя, наверное, ни много, ни мало – изгоями своего народа, не оправдавшими его надежд! А к собственным переживаниям добавлялось и осуждение со стороны общества.
Увы, подобные любители «резать правду-матку» (конечно, в своем собственном понимании) находятся везде и всегда.
Даже в наше время бездетным супругам нередко приходится выслушивать от окружающих бестактные вопросы вроде «ну что, все еще никого не родили?» И это еще неплохой вариант – иногда таких супругов даже открыто и несправедливо осуждают. Увы, в том числе в православной среде – хотя, казалось бы, общины православных христиан должны быть примерами любви и доброго отношения друг к другу! Мол, эгоисты, хотят жить только для себя, детей не любят.
Что же тогда приходилось выслушивать Иоакиму и Анне – ведь в глазах тогдашнего общества они были не просто «эгоистами», а нарушителями священного долга перед народом Божиим?
К тому же бесплодие Иоакима и Анны «отягчалось» еще одним обстоятельством. Как мы знаем, ветхозаветное общество, хотя и считало единобрачие идеалом, допускало и многоженство – особенно в том случае, если у супругов не было детей.
В Писании мы находим немало примеров, когда древние праведники -например, праотец Авраам, отчаявшись получить потомство от первой супруги, брали себе вторую. По нескольку жен имели израильские цари, в том числе и сам Давид, ведь им нужно было заботиться о наследниках престола. Наверное, взять вторую жену убеждали и праведного Иоакима, в конце концов, продолжить род Давида было его долгом, а двоеженство было в ту эпоху совершенно законным и не нарушало благочестия.
Но Иоаким, как мы знаем из предания, так и оставался женат на одной лишь Анне. Видимо, потому, что искренне любил ее и даже мысли не мог допустить о том, чтобы делить ложе, не говоря уже о верной супружеской любви, с другой женщиной. И этот отказ, непонятный древнему обществу, где потомство чаще всего ставилось выше супружеской любви, как бы усугублял вину Иоакима в глазах окружающих.
Дошло до того, что Иоакима, как грешника, отказывающегося продолжить род, выгнали из Иерусалимского храма, не приняв его приношения. Как же поступали страдающие супруги? Роптали и обижались на Бога, не давшего им детей? Озлоблялись на несправедливое, действительно несправедливое, к ним отношение общества? Говорили что-нибудь вроде какие злые эти иудеи, пойдем-ка мы лучше к язычникам?
Нет. Несмотря ни на что, они – уповали. Уповали на Бога и Его всеведущую и благую мудрость. Страдали, переживали, быть может, обижались на несправедливые попреки, но не роптали на Бога, не озлоблялись на своих соплеменников. Потому что благочестие их состояло не в одном только усердном исполнении обрядов, но, прежде всего, в чистоте сердца, в искренней любви к Богу и людям. Они, словно истинные христиане до Христа, по словам святого мученика Иустина Философа, не могли ненавидеть людей, даже когда те жестоко оскорбляли их.
Они не могли отказаться от Бога, только потому, что Он не исполнил какой-то их заветной мечты. Бог был для них не «волшебной машинкой» для исполнения пожеланий (как, увы, воспринимают Его многие, даже воцерковленные христиане, в наше время), а Творцом и Владыкой и Промыслителем вселенной. Их упованием. Который, конечно, ничего не делает без благой причины. И если Он пока не дает им детей – значит, так почему-нибудь нужно.
С другой стороны, они верили, что Богу все возможно, ведь послал же Он ребенка даже состарившейся Сарре! И потому благочестивые супруги продолжали уповать и молиться – молиться дерзновенно, но в то же время смиренно, полностью предавая себя и свою судьбу в мудрые руки Небесного Отца. И надежда их не была постыжена: в тот самый день, когда Иоакима на глазах у всех священник выставил из храма, к Анне был послан Ангел Господень возвестить, что они с мужем зачнут, наконец долгожданное дитя.
Если бы мог тот священник и все те, кто осуждал Иоакима и Анну, знать, Чьих родителей они так несправедливо оскорбляют! Но, увы, люди слишком часто бывают ослеплены уверенностью в собственной правоте и потому проходят мимо истины и пренебрегают простой человеческой порядочностью и уважением к другим. Да, Господь совершил для неплодных Иоакима и Анны настоящее чудо!
Продолжение следует.
БЛАЖЕНСТВО ПЛАЧУЩИХ И ГОРЕ СМЕЮЩИХСЯ