АНТРОПОСОФИЯ
Антропософия – это выделившееся из теософии оккультное учение, имеющее как теоретические, так и практические разделы. Оно было разработано Рудольфом Штайнером (1861–1925).
Родился Штайнер в семье мелкого служащего в небольшом городке Кралевич тогдашней Хорватии. Ввиду близости границ Австрии, Венгрии и Германии, область эта была местом пересечения разнообразных культурных воздействий.
Это повлияло на Штайнера в том смысле, что у него не было ярко выраженного чувства национальной принадлежности. То же можно сказать и по поводу его религиозности. Учение Штайнера претендует на универсальность и абсолютный характер.
Штайнер получил техническое, естественнонаучное, а затем философское образование. Ему довелось работать в архиве И.В. Гете и Ф. Шиллера в Веймаре.
От природы Штайнер имел яркие оккультные дарования. Ради их развития и для приобщения к «древней мудрости» Штайнер в начале 1900-х годов вступил в теософское общество.
Однако в 1913 году он, поссорившись с теософами, выходит из него и организует духовное направление, названное «антропософией». Работы доктора Штайнера публикуются в его журнале с названием «Люцифер Гнозис».
Если теософия в варианте Е. Блаватской была ориентирована в основном на тайные учения, имеющие свои корни в Индии, то в «духовную науку» (так Штайнер называл антропософию) им были введены некоторые псевдохристианские представления.
В антропософии присутствует столь, мягко говоря, странный образ Христа, что от Штайнера, в конце концов, отошли даже самые восторженные его поклонники из кругов русской духовной и художественной интеллигенции.
Христология (учение о Христе) Штайнера основана на его антропологии (учении о человеке), которая в основном заимствована из теософии. Как и теософы, Штайнер учил о перевоплощении человеческого «я», о тонкоматериальных телах человека, о карме.
И согласно утверждению Штайнера, Иисус Христос имел эфирное тело Заратустры, а астральное – Будды. В момент крещения в Иисуса из Назарета (простого человека, по Штайнеру) вселился некий высокий дух, обитавший до того на солнце.
Христология Штайнера содержит ряд и еще более неприемлемых и кощунственных положений. Многие из них вошли в нее из древних ересей. Например, утверждение несториан, по которому родился Христос, как простой человек. Из апокрифов. Другие, по всей видимости, были плодом фантазии Штайнера.
Между тем, свои христологические представления Штайнер провозглашал истинами, приобретенными опытным путем.
В своих лекциях и книгах он постоянно говорил о неких «духовно-научных» исследованиях. Под ними подразумевались видения, полученные им во время специальных медитаций. Штайнер учил о так называемой «акаше-хронике» – мировой истории, отображенной на некоем особом космическом эфире. Он постоянно давал понять, что акаша-хроника ему открывается во время «духовно-научных исследований».
Из книги «Искушение «тайным знанием». Продолжение следует.
ПОТУСТОРОННИЙ МИР И СПИРИТИЗМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ