Официальный сайт

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. ВЕЛИКИЙ АРХИДИАКОН – КОНСТАНТИН РОЗОВ (1874-1923)

Знаменитый маршал Советского Союза Георгий Васильевич Жуков вспоминал, что когда был еще ребенком, не любил бывать в церкви и всегда старался удрать оттуда под каким-либо предлогом. Однако в Успенский собор Московского Кремля все ребята ходили с удовольствием – слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова: голос у него был как иерихонская труба.

В 1921 году Константин Розов был наречен великим архидиаконом. Он единственный из священнослужителей Русской Православной Церкви за всю ее историю, кто был удостоен такого титула!

Обучаясь в Симбирской духовной семинарии студент Константин Розов писал: Атеистов, в строгом смысле этого слова, нет. Служение различного рода идеалам, а также их суеверия прямо показывают то, что религиозная жизнь у них только заглушена и подавлена. Отрицая существование Бога, атеист этим самым отрицает связность, стройность и законченность своего собственного знания.

Уже подростком Константин отличался редкой физической выносливостью (на спор переплывал Волгу) и поразительно сильным и глубоким голосом. Он мог взять такие низкие ноты и пропеть их так мощно, что в помещении гасли керосиновые лампы!

В Симбирске отец Константин прослужил диаконом около двух лет, одновременно преподавая Закон Божий в местном приходском училище. В 1898 году кто-то из приезжих москвичей обратил внимание на громкоголосого диакона и пригласил его в Москву. Москва в то время считалась «певческим городом». Каждый храм и церковь отличались не только своими проповедниками, но и слаженными хорами и голосистыми диаконами, – вспоминал певчий Синодального хора Успенского собора Московского Кремля Александр Петрович Смирнов. Всё это культивировалось до уровня подлинного искусства.

В Москве диакон Розов встретился с будущим священномучеником Владимиром (Богоявленским). Тот как раз недавно был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Он определил его в кафедральный собор Москвы – Храм Христа Спасителя. А еще через пять лет Митрополит Владимир направил Розова, к тому времени уже протодиакона, в Большой Успенский собор московского Кремля. Это было самое почетное место. Богослужения в Успенском соборе традиционно посещали, бывая в Москве, члены царской фамилии.

Голос протодиакона Успенского собора Константина Розова считался в те времена одной из главных достопримечательностей Москвы. Пойти в храм, именно чтобы послушать диакона, считалось вполне приемлемым для церковного человека. Были, наверное, и такие, кто ходил на службу как на концерт. Но и вполне благочестивый церковный люд мог позволить себе сходить в Успенский собор «послушать бас». В дореволюционное время с храмом часто бывала связана вся жизнь – не только богослужебная ее сторона, но и общественная.

Воскресным утром в церкви можно было встретить всех друзей и знакомых. Поэтому в первое воскресенье Великого поста, когда в храмах совершают чин Торжества Православия и возглашают «анафему» еретикам, Успенский Собор Московского Кремля собирал море людей. Многие специально приходили в Успенский Собор, чтобы посмотреть, как густой могучий бас отца Константина Розова заставляет дрожать и гаснуть огоньки свечей.

– Стекла дребезжали от могучего протодьяконского голоса,  – вспоминал службу в тот день писатель Николай Телешов. Окружающие протодьякона многочисленные священники отвечали ему громкими, густыми басами и звонкими тенорами, восклицая трижды: Анафема! Анафема! Анафема!

Внешность отца Константина соответствовала его голосу. Современники описывали его как могучего богатыря, более двух метров ростом. С пышными и длинными волосами. Конечно, он производил впечатление.

Московское духовенство ценило отца Константина за внимательность и благоговейное служение. Он всегда готовился к службе, заранее прочитывал положенное в этот день евангельское чтение и тщательно расставлял в нем смысловые акценты. Уроками богослужебного чтения от протодиакона Розова пользовался и епископ Алексий (Симанский), впоследствии избранный Патриархом Московским и всея Руси.

Он вспоминал, что Розов читал не в обычной, общепринятой манере хроматического повышения тона и усиления голоса от фразы к фразе, а выделял самые значимые слова. Протодиакон удивлял не только силой своего голоса, но и умением справляться с ним. Это бывало особенно заметно, когда отец Константин встраивался в хор: Такой громадный голос на фоне четырех несильных голосов квинтета не казался чудовищным и был в крепкой и сладкоголосой спайке с «товарищами» по квинтету.

Незадолго до Первой мировой войны отец Константин сопровождал группу священников в Лейпциг, чтобы освятить храм-памятник в честь русских воинов, погибших в 1813 году в Битве народов под Лейпцигом. Один из членов миссии беспокоился, как бы во время службы протодиакон не оглушил германского императора Вильгельма II. – Скажите Розову, чтобы не кричал. У Вильгельма больны уши. Протодиакон, узнав об этом, обиделся: Зачем же тогда меня взяли? Что ж, шепотом мне служить, что ли? В итоге никаких уступок немцам решили не делать, а служить по-настоящему, по-российскому.

Глава миссии, протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский вспоминал, что голос Розова заполнил весь храм. Его раскаты, качаясь и переливаясь, замирали в высоком куполе. Император не только не рассердился, а был в восторге. Когда на обратном пути русский Синодальный хор выступал в Берлине, Вильгельм приехал на концерт и, входя в зал, первым делом поинтересовался, будет ли петь протодиакон Розов.

После революции Розов к концертной деятельности в составе Хора Александра Васильевича  Александрова обратился не от хорошей жизни. В песенники, которые составлял для себя великий архидиакон, входило много популярных в народе песен: «Лучина», «Татарский полон» Балакирева, «Утес на Волге» Навроцкого, «Из-за острова на стрежень» Соколова, «Прощай, радость» Каратыгина, «Ах! Сегодня день ненастный» Пригожского, а также классические произведения Чайковского, Мусоргского, Глинки, Бородина. Но и церковного служения Константин Васильевич никогда не оставлял.

Многие говорят с уважением о великом архидиаконе и его неизменной верности Патриарху Тихону в те годы, когда поднимало голову обновленческое движение, надеявшееся создать в России альтернативную «живую церковь», подчиненную советской власти и отмежевавшуюся от святителя Тихона. Розов, несмотря на выгоднейшие в материальном отношении предложения «живоцерковников», твердо оставался верен Патриарху. Дошел до нужды, должен был даже продать драгоценную для него реликвию, часы – подарок Государя, но убеждений не изменил, – писал находившийся в эмиграции князь Николай Жевахов.

Композитор Павел Григорьевич Чесноков 30 мая 1923 года записал: – Скончался Костя (Великий Архидиакон К.В. Розов). Мир праху твоему, мой любимый друг. Самую первую панихиду приехал совершить архиепископ Трифон (Туркестанов), которому великий архидиакон не раз сослужил еще в Успенском соборе. В прощальном слове владыка сказал: Константин Васильевич относился к вере очень непосредственно, подобно ребенку. сказал владыка. Похороны состоялись на именины отца Константина – в день памяти Равноапостольного царя Константина и иконы Владимирской Божией Матери, которая находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Обе стороны улиц заполняли толпы москвичей. Большевики принимали свои меры, велели закрыть Ваганьковское кладбище, но это не помогло,

Пришедшими почтить память Розова кладбище было открыто, церковь кладбищенская переполнена. Святейший Патриарх Тихон, всего несколько дней как освобожденный из-под ареста не мог не помянуть своего архидиакона – одного из немногих, кто все время оставался с ним.

 

ГИМН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ НАПИСАЛ ПОСЛЕДНИЙ РЕГЕНТ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ (1877–1944). УПРАВЛЕНИЕ ХОРОМ

ВЕЛИКИЕ РЕГЕНТЫ. Н.М. ОСОРГИН (1924 – 2014)

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ

РЕГЕНТ ПАТРИАРШЕГО БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА В.С. КОМАРОВ (1893-1974)

РУССКИЕ РЕГЕНТЫ

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

КОНКУРС ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ХОРОВ В БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ

04 ноября 2019
Яндекс.Метрика
loading