Официальный сайт

ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ

4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Православная Церковь отмечает и память святого равноапостольного Аверкия Иерапольского, который об­ли­чал за­блуж­де­ния народа.

Этот день является также и Днем Ангела, почившего в 1976 году архиепископа Сиракузского и Троицкого Аверкия (Таушева). Замечательного иерарха Русской Зарубежной Церкви. 1 ноября 2017 года исполнилось 111 лет со дня его рождения. С 1952 по 1976 год он был ректором Джорданвилльской Свято-Троицкой семинарии в Нью-Йорке. С 1960 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле штат Нью-Йорк.

Проповеди владыки Аверкия (Таушева) печатались в издаваемом монастырем журнале «Православная Русь».

Архиепископ Аверкий, как вспоминает о нем другой выдающийся духовный автор иеромонах Серафим (Роуз), был одним из последних духовных столпов Православия в XX веке.

Не только столпом Русской Православной Церкви Заграницей, и не только Русского Православия, но именно всей Православной Церкви XX столетия.

В число написанных им книг входят учебники по гомилетике и толкованию Священного Писания в двух томах.

Толкования Апокалипсиса, «Слова и речи» в четырех томах, жизнеописание и письма его духовного наставника – архиепископа Феофана Полтавского. Все эти книги были изданы и в России.

Слишком часто мы, православные христиане, — говорит Серафим (Роуз) пренебрегаем великими людьми среди нас. Недооцениваем пока они с нами. И даже когда они нас покидают, не даем им правильную оценку и допускаем, чтобы их значение и наследие предавалось забвению.

Все письменные труды архиепископа Аверкия проникнуты любовью к Божией истине. Праведной ревностью, выражающей эту любовь и набатным призывом – всем этому следовать.

Обильный поток, которым его златыя уста изливали сладкий мед чистого Православия, особенно в последние годы его жизни, в какой-то мере скрывал от нас редкость и даже уникальность его учения в наши лукавые дни.

Мы настолько привыкли к его огненным и смелым словам, что не заметили, что он едва ли не единственный иерарх из всех поместных Православных Церквей, с такой смелостью и с такой стойкостью защищающий Православие.

В ранние века у Церкви было много святых отцов, пишущих в защиту Православия или против многочисленных ересей, которыя, по одиночке или все вместе, нападали на Церковь.

Но в дни, когда православные христиане теряют «вкус» Православия и почти все Поместные Церкви поддаются отступлению нашего времени, его голос был почти единственным, который, с такой силой и смелостью, несмотря на его телесные немощи, постоянно продолжал говорить правду. Действительно, в век, когда наша вера все более охладевает, он явился выразителем и защитником Православия.

Его взгляд на современный мир, будучи вдохновленным Священным Писанием и святыми отцами Церкви, всегда был трезв и точен.

Архиепископ Аверкий учил, что мы живем в век апостасии – отступничества от истинного Христианства. Когда «тайна беззакония» входит в последнюю стадию подготовки к пришествию «человека греха» – антихриста (2Фес. 2.3). Он особенно ярко проследил развитие апостасии со времен раскола Римской Церкви 1054 года. Через эру Возрождения, реформации и гуманизма французской революции, материализма XIX века и коммунизма, завершившиеся российской революцией 1917 года.

Эта революция сняла последнюю преграду к тайне беззакония и пришествию антихриста. Он пишет:

— Быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века Христианства.

Бывая порой явным и открытым, как, например, в коммунистических странах, гонение на Христианство в наши дни внешне тщательно прикрывается.

— Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на Христианство.

Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего открытого гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью.

Владыка Аверкий часто цитирует слова святителя Феофана Затворника о последних временах.

— Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное.

Касательно исполнения этих слов в наши дни, архиепископ Аверкий пишет:

— Христианский мир представляет собою ныне жуткую, безотрадную картину глубочайшего религиозно-нравственного падения.

Прельщение мирским комфортом и благополучием отдаляет души людей от Бога.

Слуги антихриста более всего стараются о том, чтобы совершенно вытеснить Бога из жизни людей, дабы люди, довольные своим материальным благополучием, не чувствовали никакой потребности обращаться к Богу в молитве, не вспоминали Бога, а жили так, как будто Его вовсе нет.

Поэтому весь уклад нынешней жизни в так называемых «свободных» странах, где нет открытого кровавого гонения на веру, где признается за каждым право веровать так, «как он хочет» представляет собою еще большую опасность для души христианина, ибо приковывает его всецело к земле, заставляя забывать о небе.

— Вся современная культура, направленная на чисто земные достижения, и связанный с нею бешеный водоворот жизни, держат человека в постоянной суете и рассеянности. При которых нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу. И духовная жизнь в нем постепенно замирает.

Вся современная жизнь на общественном уровне является подготовкой к пришествию антихриста.

— Все, что происходит теперь на верхах религиозной, государственной и общественной жизни людей, с тех пор, как повержена во прах наша Православная Россия, и есть ни что иное, как напряженная работа по подготовке слугами грядущего антихриста его будущего царства.

И в этой работе одинаково принимают участие как те, кто отреклись от Христа, так и те, кто носит имя «христиан».

После того, как архиепископ Аверкий изображает мрачную картину настоящего и будущего, он призывает православных христиан к борьбе против духа мира сего во зле лежащего.

— Все желающие сохранить верность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя от всякаго увлечения земными благами, от обольщения ими. Крайне опасно поддаваться всяким стремлениям сделать себе карьеру, создать славное имя, приобрести власть и влияние в обществе, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортом.

 

04 ноября 2017
Яндекс.Метрика
loading