Официальный сайт

ЗАГАДОЧНОЕ УБИЙСТВО ПРОРОКА

Царь Ирод, услышав об Иисусе, ибо имя Его стало гласно, говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его.

Многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.

Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним.

Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе Мк.6. 14-29).

Иоанн Златоуст говорит, чтобы ты знал, что и допускаемые на пирах непристойные и пагубные для души зрелища заслуживают осуждения, я напомню тебе тот пир у царя. А вернее сказать, у тирана, который описан в книге Евангелий.

Обед был у царя, или правильнее говоря, у тирана, в день рождения Ирода, скверной лисицы, хитрого зверя, запятнанного кровью. Зная его характер, и Господь не сказал: скажите этому льву — хотя этот зверь и представляется царем, но — скажите этой лисице (Лук.13. 32).

Потому что, хотя он имел силу льва, но по характеру был похож на лисицу. Когда пир начался и все собрались, чтобы выпить вина, является на пир танцовщица. Постыдное зрелище и негодное, жалкое, если бы она даже выступила в театре и на сцене, не говоря уже о царском пире. Хочешь ты знать, насколько постыдно было зрелище на этом пиру? Танцовщица из царского рода, дочь Иродиады: род царский и поведение танцовщицы!

Это та самая Иродиада, которая не удержала себя в границах природы. Которая была в замужестве за Филиппом, а жила вместе с Иродом. Загадка — то, что я говорю, но конец необузданности обыкновенно приводит к разрешению загадок. И Ирод, оставив память о брате и весь, сделавшись рабом невоздержания, был хотя и царем иудеев, но больше был рабом удовольствий. Может быть, так и должно было быть: каковы подданные, таковы и правители. Из-за этого-то сожительства великий, больший чем пророк, Иоанн смело обличал Ирода в невоздержании: поистине он даже больше пророка!

Ведь всякий пророк только тогда удостаивался пророческого дара, когда достигал зрелого возраста. А некоторые даже и много позднее. Один только Иоанн, будучи еще шести месяцев в утробе матери и питаясь сообразно с законами природы, при содействии Бога, во время приветствия матери, взыграл, несовершенный членами, но совершенный верою.

Но, может быть, плод во чреве матери радостно взыграл, ускоряя, если возможно, определенное время природы.

Он увидел присутствующую матерь Владыки, но стесняется охраною чрева и радостно играет. И так как он еще не мог говорить и, не имея языка, не мог еще и издавать звука, он, воспользовавшись языком матери, пророчествует и говорит через Елизавету. Иоанн из утробы подсказывает матери слова.

Итак, не справедливо ли называется он большим, чем пророк? Есть также и другая причина, почему он больше пророка. Пророки предсказывали будущее и сильно желали видеть то, что они предвидели духом. Поэтому они взывали: Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам (Пс.84. 8).

Поэтому Господь и сказал о них: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф.13. 17). Итак, пророки предсказывают будущее, а Иоанн прямо указывает Того, о Ком предсказывает.

Будущее он предсказывает еще во чреве матери, а впоследствии говорит уже так: Тот, кому я недостоин развязать ремень у обуви Его, стоит посреди вас (Ин.1. 27).

Как называет? Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.29)! И вот этот пророк, и более чем пророк, не потерпел постыдного сожительства Ирода с Иродиадой, но с дерзновением выступил на защиту попираемого целомудрия. Этот прекрасный рассказ пусть каждого из нас вразумит, что даже при отсутствии явных гонений, дверь мученичества всегда перед нами открыта.

Продолжение следует.

 

СТОЙКИЙ БОЖИЙ ПРОРОК — ИОАНН ПРЕДТЕЧА

ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

ОТСРОЧКА СТРАШНОГО СУДА

ФАРИСЕИ, САДДУКЕИ И КНИЖНИКИ

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ИРОДИАДА ВСЕ ЕЩЕ ПЛЯШЕТ

15 сентября 2018
Яндекс.Метрика
loading