Официальный сайт

ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ. АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ (1804–1860)

Мало ли событий, о которых мы не вспоминаем, увлеченные повседневной суетой. Так произошло и на этот раз. 14 мая 2014 года исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя, поэта Алексея Степановича Хомякова.

Родился будущий поэт в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье.

Воспитанием его занималась в детстве мать – Марья Алексеевна (урожденная Киреевская). Ей, по собственным словам будущего философа и поэта, он был обязан «своим направлением и своей неуклонностью».

Каким же было это направление? Мать воспитала его «в строгой преданности Православной Церкви и национальным началам жизни».

Однажды, в детстве, читая по-латыни папскую буллу, он обнаружил в ней ошибку и высказал своему воспитателю – иностранцу сомнение в папской непогрешимости, за что получил выговор от наставника.

В юности Алексей Хомяков мечтал о воинской славе. Когда началась освободительная война в Греции, он – 16-летний мальчишка – бежал из дома, чтобы попасть на фронт и помогать братскому православному народу. Его поймали и вернули домой.

В 17 лет, сдав блестяще экзамены в Московском Университете, Алексей Хомяков получает степень кандидата математических наук.

В 1822 году он поступает на службу в кирасирский полк и служит на юге России, в Херсонской губернии. В 1823 переходит в конногвардейский полк и живет в Санкт-Петербурге. В начале 1825 года вышел в отставку и уехал за границу, где занимался живописью и философией.

Когда в 1828 году началась война с турками, он вновь возвращается в армию и служит в Белорусском гусарском полку. Был дважды ранен. За храбрость Алексей Хомяков был награжден орденом Святой Анны с бантом и Владимирским крестом.

После войны он вновь выходит в отставку и занимается литературой, живописью, историей и философией.

Для него всегда, вне всякого сомнения, оставались истины Православия, вера в исключительную судьбу России и в ее национальные устои.

Вся жизнь А.С. Хомякова, продолжавшаяся всего 56 лет, ушла на защиту и утверждение основ его мировоззрения. Даже умер он, спасая крестьян от холеры.

В статье «Об общественном воспитании в России» (1856) он писал: «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода».

Его богословский трактат «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» был одобрен Святителем Филаретом, митрополитом Московским, но напечатан только спустя 20 лет после смерти Хомякова.

 

В середине XIX века в русской интеллектуальной среде шли бурные споры об исторической судьбе России, о русском духовном пути. В этих спорах

возникли два лагеря — так называемых западников и славянофилов.

Западники измеряли Россию и Запад одной исторической меркой и считали, что Россия отстает от Запада и ей следует его догонять.

Славянофилы же говорили об особом русском пути, о необходимости создания своей самобытной культуры на основе Православия.

Идейным вождем славянофильства был А.С. Хомяков — богослов, публицист, поэт. Он учил о Православии как полноте Христовой Истины и о Церкви как духовном теле Христовом, «соборном» единстве ее членов.

Поэт-лирик, Хомяков получил высокую оценку Пушкина, Гоголя, Тютчева, Толстого, Достоевского. Он автор нескольких шедевров, принадлежащих и жанру духовной поэзии. Вот только некоторые из них:

В час полночный, близ потока,

Ты взгляни на небеса;

Совершаются далеко

В горнем мире чудеса.

Ночи вечные лампады

Невидимы в блеске дня,

Стройно ходят там громады

Негасимого огня…

В час полночного молчанья,

Отогнав обманы снов,

Ты вглядись душой в писанья

Галилейских рыбаков.

И в объеме книги тесной

Развернется пред тобой

Бесконечный свод небесный

С лучезарною красой…

 

Хочется, чтобы читатель вдумался и в маленькую поэму

Хомякова 1858 года, злободневно звучащую и ныне:

Широка, необозрима

Чудной радости полна,

Из ворот Иерусалима

Шла народная волна.

Галилейская дорога

Оглашалась торжеством:

«Ты идешь во имя Бога,

Ты идешь в Свой царский дом!

Честь Тебе, наш Царь смиренный,

Честь Тебе, Давидов сын!»

Так, внезапно вдохновенный,

Пел народ, но там один,

Недвижим в толпе подвижной,

Шел воспитанник седой,

Гордый мудростию книжной,

Говорил с усмешкой злой:

«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,

Рыбаками окружен?

Для чего он в ризе бедной,

И зачем не мчится Он,

Силу Божью обличая,

Весь одеян черной мглой,

Пламенея и сверкая

Над трепещущей землей?…»

И века прошли чредою,

И Давидов Сын с тех пор,

Тайно правя их судьбою,

Усмиряя буйный спор,

Налагая на волненье

Цепь любовной тишины,

Мир живит, как дуновенье

Наступающей весны,

И в трудах борьбы великой

Им согретые сердца

Узнают шаги Владыки,

Слышат сладкий зов Отца.

Но в своем неверье твердый,

Неисцельно ослеплен,

Все как прежде, книжник гордый

Говорит: «Да где же Он?

И зачем в борьбе смятенной

Исторического дня

Он проходит так смиренно,

Так незримо для меня?

А нейдет, как буря злая,

Весь одеян черной мглой,

Пламенея и сверкая

Над трепещущей землей?»

 

И еще одно знаменитое стихотворение А.С. Хомякова, которое названо им — «России»:

Гордись! — тебе льстецы сказали. —

Земля с увенчанным челом,

Земля несокрушимой стали,

Полмира взявшая мечом!

Пределов нет твоим владеньям,

И, прихотей твоих раба,

Внимает гордым повеленьям

Тебе покорная судьба.

Красны степей твоих уборы,

И горы в небо уперлись,

И как моря твои озеры…»

Не верь, не слушай, не гордись!

Пусть рек твоих глубоки волны,

Как волны синие морей,

И недра гор алмазов полны,

И хлебом пышен тук степей;

Пусть пред твоим державным блеском

Народы робко кланят взор

И семь морей немолчным плеском

Тебе поют хвалебный хор;

Пусть далеко грозой кровавой

Твои перуны пронеслись —

Всей этой силой, этой славой,

Всем этим прахом не гордись!

Грозней тебя был Рим великий,

Царь семихолмного хребта,

Железных сил и воли дикой

Осуществленная мечта;

И нестерпим был огнь булата

В руках алтайских дикарей;

И вся зарылась в груды злата

Царица западных морей.

И что же Рим? и где монголы?

И, скрыв в груди предсмертный стон,

Кует бессильные крамолы,

Дрожа над бездной, Альбион!

Бесплоден всякой дух гордыни,

Неверно злато, сталь хрупка,

Но крепок ясный мир святыни,

Сильна молящихся рука!

И вот за то, что ты смиренна,

Что в чувстве детской простоты,

В молчаньи сердца сокровенна,

Глагол Творца прияла ты, —

Тебе он дал свое призванье,

Тебе он светлый дал удел:

Хранить для мира достоянье

Высоких жертв и чистых дел;

Хранить племен святое братство,

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство,

И правду, и бескровный суд.

Твое всё то, чем дух святится,

В чем сердцу слышен глас небес,

В чем жизнь грядущих дней таится,

Начало славы и чудес!..

О, вспомни свой удел высокий!

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни вопроси!

Внимай ему — и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

И станешь в славе ты чудесной

Превыше всех земных сынов,

Как этот синий свод небесный —

Прозрачный Вышнего покров!

 

Здесь вы можете услышать программы, посвященные Алексею Степановичу Хомякову. Автор и исполнитель — Ольга Фомичева.

17 июня 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading