Официальный сайт

ЗАБВЕНИЕ БОГОМ

Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лице Твое от меня? Доколе я буду слагать помыслы в душе моей, а печали в сердце моем день и ночь? Доколе будет возноситься надо мною враг мой? (Пс.12. 37-40).

— Не малое благо, говорит Святитель Иоанн Златоуст, если человек сознает свое оставление Богом, которое происходит от нарушения Его заповедей, но служит также проявлением особого божественного промышления.

Под забвением же разумей не состояние страстное, но оставление. Многие, подвергшись забвению от Бога, даже не сознают этого, и не скорбят. А блаженный Царь Давид не только сознавал это, но исчислял и время забвения. Потому что выражение: доколе — означает продолжительность времени.

Потому он и скорбит, и плачет. Смотри, как он никогда не скорбит ни о чем житейском. Ни о богатстве, ни о славе, но всегда о благоволении Божием. Почему же, скажешь, он знал, что Бог забыл его?

Потому, что он знал и то, когда Бог помнил о нем. И ясно понимал, в чем состоит это забвение, и в чем это памятование. Не так, как многие из людей, которые, когда богатеют, когда прославляются людьми, когда все у них идет успешно, когда одерживают победы над врагами, тогда и думают, что Бог помнит о них; по­тому они и не знают, когда Он забывает их.

Не зная знамений памятования Его, они не знают и знамений забвения Его, не разумея знаков любви Его, не разумеют и знаков неблаговоления Его.

Многих из людей, имеющих земные блага, Бог забывает, и даже особенно их. И, напротив, о не имеющих богатств часто помнит. Памятование о нас Божие происходит не от чего иного, как от добрых дел, внимательности, бодрствования, упражнения в добродетели.

Равно и забвение не от чего иного, как от грехов, корыстолюбия, хищения. Поэтому и ты, возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори — Бог забыл меня. Напротив — когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно.

Если ты будешь сознавать это, то скоро отстанешь от порочных дел.

— Доколе будешь отвращать лице Твое от меня? Это — высшая степень забвения. Подобиями человеческими пророк изображает действия Божии, и гнев Его и наказание.

А Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его.

— Когда вы простираете, говорит Он, руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Потом приводит и причину: ваши руки полны крови (Ис. 1.15).

Впрочем, это оставление и отвращение лица есть также действие великого попечения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы сильнее привлечь нас к Себе.

Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, оставляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе.

Сказав об отвращении лица и забвении, пророк говорит и о том, что с ним произошло от этого.

Что же именно? То, о чем он говорит далее: доколе я буду слагать помыслы в душе моей? Как вышедший из пристани блуждает везде, и как лишившийся света часто спотыкается, так и подвергшийся забвению от Бога постоянно предается заботам, беспокойствам и скорбям.

Впрочем, эти самые заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь, собеседование об отвращении Божием, немало способствуют к тому, чтобы Он опять обратился к нам.

Так и апостол Павел говорит о себе в послании к Коринфянам:

— Кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2Кор. 2.2). Немалая, возлюбленный, польза от того, чтобы чувствовать отвращение Божие, скорбеть и сетовать. Потому что таким образом мы скоро опять обратим Его к себе.

— Доколе будет возноситься надо мною враг мой? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно (Пс.12. 3-4).

Как тогда, когда Бог покровительствует нам и находится с нами, исчезает всякая скорбь, так тогда, когда Он отступает от нас и забывает нас.

Душа наша терзается, сердце скорбит, люди огорчают нас, и везде для нас утесы и стремнины.

Но все это попускается с полезной целью — чтобы люди беспечные, страдая от этого, тщательнее старались возвратиться туда, откуда ниспали.

10 ноября 2017
Яндекс.Метрика
loading