Официальный сайт

ЗАБОТА О СЕБЕ

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6. 31). Всякому живому существу, и в частности человеку, говорит архимандрит Кирилл (Павлов), присуще чувство самосохранения — постоянное стремление поддерживать и сохранять свою жизнь и возможно лучшее положение. Это чувство побуждает нас избегать опасностей и всего вредного для нашей жизни. Здоровья же, чести, благосостояния, напротив, желать и искать всего полезного и для нашей жизни, и для нашей нравственности.

Под влиянием этого чувства заботы о себе мы не только сами стараемся делать то, что полезно для нашей жизни, но желаем, чтобы и другие делали нам только добро. Содействовали осуществлению наших стремлений и планов и достижению и возвышению нашего счастья и благоденствия.

Это желание наше — желание, чтобы люди делали нам добро, простирается на всех, объемлет всех людей, не исключая и самых ожесточенных врагов наших. Мы желаем, чтобы и они творили нам добро.

В самом деле, если мы проникнем в глубину нашей души, в сокровенные помышления и желания свои, то должны будем признаться, что и от самых врагов мы желаем себе добра и только добра. И что наша мысль всегда старается найти основания для оправдания этого желания. Для уменьшения нашей вины перед врагами, для оправдания нас перед ними.

И вот, руководясь этим чувством самосохранения разумно и помня, что наше личное благо тесно связано с благом ближнего, мы среди попечений о своем благополучии стараемся поддерживать и благополучие ближнего.

Тот, в свою очередь, помогает нам в том, что для нас необходимо и полезно. При таком взаимодействии, при такой взаимной дружеской помощи людей друг другу, естественно, устрояется и возвышается счастье людей. И чувство самосохранения является благотворной силой, устроителем счастья человеческого.

Но часто под влиянием чувства самосохранения, ложно направленного, мы выходим из пределов справедливости. И, заботясь о себе преувеличенно, даем место самолюбию. А поэтому попираем права ближнего и ради собственных выгод наносим вред его благополучию, чести.

Оскорбленный таким отношением ближний, естественно,  обижается и часто за зло мстит злом старается оградить свое право. Рождается ненависть, месть.

И все это, в конце концов, приводит к гибельным последствиям – к убийству, к позору для враждующих.

И вот для того, чтобы уничтожить это зло и восстановить добрые отношения, Господь указывает нам на то же чувство самосохранения, злоупотребление которым так губительно влияет на судьбы людей.

— Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф.7. 12), — говорит Господь, внушая нам любовь к ближним, даже и ко врагам. Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра. И наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым вернейшим шагом к примирению с ними.

Деятельность по отношению к врагам дружелюбная, миротворная есть наилучшее средство к тому, чтобы обуздать, притупить, обезоружить вражду самую ожесточенную, погасить всякую ненависть.

30 января 2018
Яндекс.Метрика
loading