Официальный сайт

ЮБИЛЕЙ ПАТРИАРХА

23 января 2017 года мы отмечаем 150-летний юбилей Патриарха Сергия (Страгородского). Его время служения во главе Русской Православной Церкви – с 1925 по 1944 год – сначала в качестве митрополита, а затем и Патриарха Московского и всея Руси было одним из самых сложных.

На долю его руководства Церковью выпали страшные события: гонения на верующих и нападение фашистов на нашу Родину.

Он был первым, кто обратился ко всему народу страны 22 июня 1941 года с призывом отстоять свою Отчизну. В Богоявленском кафедральном Соборе, где служил Святейший Патриарх Сергий, находится и гробница над местом его упокоения.

Незадолго до своей кончины в 1944 году Патриарх Сергий опубликовал важный материал, который сегодня мало кому известен. Во втором номере Журнала Московской Патриархии за 1944 год была помещена статья «Есть ли у Христа наместник в Церкви?», которая вызвала широкий отклик во всем мире.

–  Господь наш Иисус Христос, – писал Патриарх Сергий, – перед Своими страданиями засвидетельствовал об апостолах в молитве к Своему Отцу:

– Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое. Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду (Ин.17. 12,13,11). Как теперь быть этой пока ничтожной кучке бесхитростных людей, вооруженных лишь – словом Твоим (17.14).

Но за это именно слово мир со своим князем и возненавидит их. И всеми силами обрушится на них, чтобы потушить едва загорающийся на земле светоч Христовой истины.

Однако Спаситель молится не о том, чтобы апостолам существовать на земле безбедно, в покое и довольстве. Наоборот: Освяти их истиною Твоею (17.17), говорит Он. То есть посвяти, отдай их на дело истины. Или дай им силы всецело предать себя делу истины. До готовности за нее все претерпеть и самую жизнь положить, как и Христос положил.

Значит, главная опасность, от которой Господь Иисус молит сохранить апостолов и их преемников, не злострадания, ожидающие их со стороны враждебного им мира, а то, как бы этот мир своими соблазнами не увлек их и не довел до измены истине.

Апостол Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пресвитерами, внушая им внимание себе и своему стаду, прямо и предупреждает их о колебаниях и измене среди пастырей Церкви:

– Ибо я знаю, говорил Он, что по отшествии Моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян.20. 29-30).

Таким образом, враждебный Христу мир не только будет стремиться погасить светильник Христов всякими гонениями и другими внешними средствами. Мир сумеет проникнуть внутрь самого корабля Христова: среди поставленных Христом блюстителей церковных сумеет найти себе слуг, чтобы их руками разрушать дело Божие.

Каким же путем и средствами малое стадо Христово, расставшись со своим Учителем и Господом, Который, пока был с ними, соблюдал их во имя Своего Отца (17.12), как оно теперь выйдет победителем из столь опасной борьбы? В чем залог, что врата адовы не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16.18)?

Римские католики дают на этот вопрос классически ясный и определенный ответ: Господь Иисус Христос, отходя к Своему Отцу, поручил земную Церковь, то есть апостолов и всех “верующих словес их ради” в Него, Своему наместнику апостолу Петру, ставшему епископом столицы вселенной – города Рима. И облек апостола чрезвычайным даром непогрешимости в решении вопросов веры и церковного порядка для всей вселенной.

От апостола Петра, первого епископа на римской кафедре, должность Христова наместника со всеми ее полномочиями и чрезвычайными дарами преемственно переходит к римским папам, которые и правят земною Церковью. Непогрешимо сохраняя в ней Христову истину, и своим непогрешимым авторитетом отражая попытки адовых врат исказить последнюю.

Согласимся, что учение о земной Церкви у католиков изложено с подкупающей стройностью. Церковь у них представляется мудрейшей организацией. Прекрасно приспособленной к стоящим пред нею задачам на земле.

При всем том, рассуждая о Царстве Божием и, в частности, о судьбах Церкви Христовой на земле, нельзя забывать слов Господних:

– Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис. 55, 8-9). Или по апостолу Павлу: потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. (1Кор. 1.25).

Из Евангелия мы видим, что Господь Иисус Христос, телесно уходя из земного мира, отнюдь не думал слагать с Себя попечения о Своей Церкви. Наоборот, Он со всею определенностью обещал апостолам:

– Се Аз с вами есмь до скончания века, – и именно, чтобы содействовать соблюдению в Церкви всего, что Он заповедал апостолам (Мф. 28. 20).

В этом смысле понимает слова Господа и наша Церковь. И в этом неотступном пребывании с нею Господа видит залог своей неодоленности вратами адовыми.

– Аз есмь с вами, – поется в кондаке на Вознесение, следовательно, никтоже на вы.

Господь, по апостолу Павлу, неусыпно бодрствует над Церковью. Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5. 27).

Углубляясь в созерцание Великой тайны сосуществования Христа и Церкви, апостол усматривает в этом сосуществовании духовный прототип, прообраз брачного союза. Как в браке, два соединяются в плоть едину и отселе живут нераздельною жизнью, так и Христос – Глава с Церковью – Телом Своим составляет единое бытие, живущее единою жизнью. Причем обе стороны дополняют друг друга и уже неотделимы до конца века.

Христос благодатно питает и греет Церковь и этим в ней спасает людей. А Церковь, повинуясь Христу, тем деятельно участвует в спасении людей.

В сознании этого своего существенного единства со Христом, Церковь и дерзает исповедывать себя единственной на земле носительницей неповрежденного Христова учения. Сокровищницей всяких благодатных даров. Единственной дверью ко спасению.

Много значит для Церкви и ее внешний канонический строй, усердие и мудрость ее земных правителей. Недаром же Дух Святой поставил их пасти Церковь (Деян. 20.28). Однако все это лишь до тех пор, пока с ними Сказавший: Аз есмь с вами.

С удалением Его остается лишь форма Церкви, пустая, безблагодатная и неспасительная, чему церковная история представляет немало примеров.

Во свете апостольского учения о существенном единстве Христа – Главы с Его Телом – Церковью становятся, в сущности, немыслимыми никакие рассуждения о каком-то наместничестве в Церкви.

Об этом можно говорить лишь до тех пор, пока мы рассматриваем Церковь как земную, человеческую организацию, хотя и с небесными задачами. На первом плане здесь – администрация. А для администрации неважно, от кого исходит распоряжение, лишь бы данное лицо имело надлежащие полномочия.

Но при указанном апостольском учении говорить о замене Христа кем-либо другим не только неприемлемо, но не лишено даже значительной доли кощунства для чуткой христианской совести.

По аналогии приходит на ум, что некоторые ученые непрочь признать необязательным учение о приснодевстве Богоматери. Для нас-де важно, что Пресвятая Дева была Девою при рождении Богочеловека – нашего Спасителя, а осталась ли она Девою навсегда, или потом жила жизнью обыкновенной женщины и имела других детей, это будто бы безразлично.

Зарывшись в догматическую логику, люди забывают подумать, была ли бы Пресвятая Дева Мария достойна быть Матерью Господа, если бы для Нее было безразлично, оставаться ли всецело и навсегда с Господом или отдать Свою любовь кому-нибудь другому?! Нравственная несообразность говорит уже сама собою о догматической ошибочности. То же и с учением о наместничестве в Церкви.

Если Христос говорит о Церкви: Едина есть голубица Моя, совершенная Моя – и за нее полагает жизнь Свою (Песнь. 6.8), то и Церковь всегда помнит: Аз Брату моему и Брат мой мне (Песнь. 6.3).

Он для нее несравним ни с кем, лучше десяти тысяч других (5.10). Даже теоретически представить себе кого-либо другого на месте Брата немыслимо для Церкви. Это будет уже отступлением, изменой единственному ее Жениху и Спасителю.

Наиболее яркими выразительницами всецелой преданности Церкви, Христу, несомненно, являются мученицы и подвижницы. Могли ли бы они достигать всего этого, разделив свое сердце и внимание между Иисусом Христом и Его земным наместником?! Это психологически невозможно!

Но и помимо принципиальной, моральной несостоятельности учения о наместничестве, и с точки зрения фактической Божественного Главу не может заменить для Тела-Церкви ни ангел, ни тем более человек.

Церковь принадлежит не только земле, но и небу, как призванная и на небесах возвестить многоразличную премудрость Божию (Еф. 3.10). Человек же земля и пепел (Быт. 18.27). Да и на земле бывает лишь кратковременным гостем, притом подвержен постоянным переменам.

Пока теплится в нем – Первая любовь его (Откр. 2.4), он держится высоко. Но лишь начнет охладевать, тотчас же идет книзу и смешивается с толпой. А если вовремя не вспомнит, откуда ниспал, и не покается (5), то может быть и совсем изверженным из уст Христовых (Откр. 3. 15-17).

Не оградит грешника от такой участи ни его церковная должность, ни былая слава кафедры, на которой он восседает, ни знаменитость в церковном отношении города, в котором он живет.

– Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лук. 13.26-27).

Та же судьба постигает иногда и целые народы и города. Евреи очень величались своим храмом и Иерусалимом, но пришло время им услышать:

– Се оставляется дом ваш пуст (Мф. 23. 38). И лишь у Стены плача оплакивать былую славу.

Правда, на практике всякая группа людей, чтобы планомерно и успешно делать какое-нибудь общее дело, обыкновенно возглавляется кем-нибудь одним в качестве руководителя. Как будто в этом направлении развивалось исторически и внешне устройство Церкви. Первоначальные ячейки – маленькие, однако, фактически ни от кого не зависимые епископии – постепенно объединились в группы: епархии, митрополии, экзархаты и т.д. Пока не образовали из себя пять патриархатов, рядом с которыми явились крупные объединения в виде национальных церквей. Во главе каждой церковной группы непременно стоит один из епископов, которого остальные епископы группы должны почитать яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения (Апост. Прав. 34).

Пожалуй, не будет ничего нарушающего описанный ход развития церковной жизни и неприемлемого и в том, если бы и всю вселенскую земную Церковь когда-нибудь возглавил тоже единый руководитель или предстоятель в качестве, например, председателя вселенского собора, но конечно не наместника Христова, а только в качестве главы церковной иерархии. А также и в том, если таким возглавителем окажется епископ какой-нибудь всемирной столицы.

Завершится ли когда развитие церковной жизни таким единоличным возглавлением, мы не знаем. Не будем настаивать и на опасности сосредоточивать вселенскую власть в руках одного человека, подверженного всяким искушениям.

Допустим даже, что единоличное возглавлеяие в административном отношении будет полезно Церкви, опять-таки не будем забывать уже приведенных выше словес Божих:

– Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Господь ведет свою Церковь Одному Ему известным и угодным путем, и этот путь не всегда совпадает с соображениями человеческой мудрости.

Не передавая Церкви ни в чьи руки, Господь до скончания века Сам пребывает во главе ее. А для проповеди Евангелия и управления церковной паствой послал в мир апостолов и в лице их и за ними их преемников – православное епископство. Апостолы шли благовествовать всем мир, связуемы не взаимным соподчинением или господством одного над другими, а союзом любви и единодушным преданием себя всеми владычествующему Христу (Ирмос Великого Четверга).

Точно так же и епископы, хотя по необходимости и занимают неодинаковые по важности и заслугам кафедры, наделены все равными благодатными дарами и тоже связуются союзом любви, в который не должна вкрадываться надменность власти мирской (III Всел. пр. 8).

Этому основному началу церковного устройства – свободе Церквей и их согласному сотрудничеству в соблюдении Христовых заповеданий – церковная история нашла прекрасное выражение в стройной системе церковного управления. В помянутой группировке Церквей с единоличным возглавлением каждой группы.

Но та же церковная история делает нам и суровое предостережение против особых надежд на внешнюю систему. Достаточно вспомнить имена Нестория, Диоскора и им подобных, возглавлявших патриархаты, или римских пап последующего времени.

Целые народы, когда-то блиставшие православием, славные мученичеством и подвижничеством, а теперь отпавшие от Церкви, остаются печальными памятниками человеческого несовершенства системы при всей ее мудрости. Как учреждение Божественное и с задачами вышемирными Церковь не может существовать лишь человеческими средствами и человеческой мудростью. Поэтому Божественный Глава не оставляет жизнь Церкви без Своего непосредственного вмешательства.

Подобно тому, как древнему Израилю посылал Он судей и пророков, так и Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы пророков, сильных духом и верою.

Не имея официального назначения, эти люди самым делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в Церкви должностью и не всегда держится служебных рамок.

Как и всякое пророчество, оно есть личный подвиг таких людей, дело их личной инициативы и ревности о Боге и Церкви Божией. Будучи временным и как бы случайным, этот подвиг не закрепляет за предводителями никаких прав на управление Церковью или на занятие той или другой архиерейской кафедры.

Яркий пример этого – святой Григорий Богослов, один из главных борцов против Македония и восстановитель Константинопольской Церкви. Однако, не оставленный на Константинопольской кафедре, когда борьба кончилась.

На самой заре церковной истории, когда нужно было утвердить братию и положить основания церквам по разным странам, выдвигаются святые апостолы Петр и Павел. Петр – для христиан из обрезания. Павел – для необрезанных (Гал. 2. 7-8).

Как видим из книги Деяний Апостольских, святой Петр действовал тогда с инициативой настоящего вождя. Однако это не открыло ему путь к занятию единственной тогда в Церкви официальной должности Епископа Иерусалимского. Ее занял святой апостол Иаков, брат Божий. И это, заметим, даже в среде христиан из обрезания.

Точно так же и святой апостол Павел ставил по церквам епископов и ученикам своим поручал это делать. А сам не занял никакой постоянной кафедры.

Что с занятием иерусалимской кафедры к святому Иакову, одному из семидесяти перешло и некоторое первенство чести или старшинство даже перед двенадцатью апостолами, это доказывает, во-первых, взятое на себя апостолом Иаковом председательское руководство деяниями Апостольского собора в Иерусалиме в присутствии обоих первоверховных апостолов Петра и Павла (Деян.15. 13-22). А во-вторых, и еще более, – признание этого старшинства, и пред апостолом Петром всей вселенской первоначальной Церковью. В списке соборных посланий апостолов издревле поставлено первым послание святого апостола Иакова, а Петровы послания занимают второе место.

Такой порядок не мог бы навсегда удержаться, если бы первоначальная Церковь признавала святого апостола Петра своим земным главою. Тем паче – наместником Христа.

Чрезвычайные вожди-пророки восставали в Церкви и в последующие века: например, святой Ириней Лионский, Киприан Карфагенский. Во время арианской смуты восстал святой Афанасий Великий. Потом – каппадокийцы Василий Великий и два Григория.

В борьбе с несторианством вождем был святой Кирилл Александрийский. С монофизитами – святой Лев папа Римский. В других случаях – другие.

При этом заметим, что вождями Церкви бывали не непременно епископы каких-либо важных, центральных городов, а, например, Григорий Чудотворец Неокесарийский, Спиридон Тримифунтский, Григорий Богослов, епископ ничтожного Сасима, или же Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, даже не епископ.

Таким-то путем, под благодатным покровом и окормлением своего небесного верховного Архиерея и Главы, трудами и болезнями богопросвещенного сонма святых апостолов, отцов и учителей, наша Святая Православная Церковь, на востоце насажденная и во всем мире по всем странам и народам рассеянная и на всяких языках славящая Пресвятую Троицу, до сих пор, столько уже веков, и без земного главы и распорядителя невредимо содержит завещанную ей Христом Святую Православную веру. И неуклонно ведет своих чад к вечному спасению.

Веруем, что и до скончания века Христос не оставит Своей Церкви Своим благодатным присутствием. Во дни же испытаний по-прежнему будет посылать в Свой виноградник достойных делателей, стражей Дому Израилеву, чтобы и они, совершив свой подвиг, просияли, как светила в светлом лике святых отцов, за которых Церковь прославляет Христа:

– Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый и теми ко истинней вере вся ны наставивый.

Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и Всея Руси

25 января 2017
Яндекс.Метрика
loading