Официальный сайт

ЯЗЫЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

Казалось бы, если человек уже принял решение оставить греховную жизнь,  то ему остается только действовать. И точно, пишет Феофан Затворник, можно действовать. Но что это будет за деятельность и что за дух в ней?

Человек остановился еще только на себе. Если он станет действовать, исходя из этой точки, то будет действовать от себя и для себя. Хотя и в нравственном порядке.

Это будет нравственность эгоистическая, языческая.

Есть люди, которые говорят, что делают добро, как добро. Делают это потому, что достоинство человека того требует. Или потому, что действовать иначе было бы неблагородно, неблагоразумно.

Все такие делатели обличают себя, что образование в них внутреннего, нравственного человека не доведено до конца. Они возвратились к себе, но от себя к Богу не обратились и не пошли. И себя Ему в жертву не принесли. Остановились, значит, на полдороге.

Remrandt

Цель свободы человека – не в ней самой и не в человеке, а в Боге. В свободе Бог уступил человеку как бы некую часть Своей Божественной власти. Но с тем, чтобы он сам произвольно принес ее в жертву Богу. Как совершеннейшее приношение.

И потому, если ты возобладал собой, то иди, отдай теперь себя Богу.

Когда грешил ты, то не себя только терял. Но, теряя себя, отдалялся и от Бога.

Теперь, возвращаясь из греховного плена, после того как возобладал ты собой, возврати себя и Богу.

Казалось бы, также, что и обращение от себя к Богу должно быть делом и не трудным, и не многосложным. Как, например, повернуться с запада на восток.

Bludnyi_sin

Но ведь грешник, приступающий к Богу, не есть нечто от Него независимое. И приближается к Нему не так, чтобы за ним ничего не водилось.

Нет, он тот же, как беглый раб, возвращающийся к своему господину. Как виновный, являющийся пред лицом царя и судьи.

Надо потому приступить так, чтобы быть принятым.

В обычном порядке принято, что господин принимает раба и царь возвращает милость виновному, когда, приступая к ним, каждый из них сознает вину свою. Раскается в своей вине. И даст искреннее обещание быть впредь совершенно исправным.

То же и в возвращении грешника к Богу. Он будет принят Богом, если – сознает свои грехи. Раскается в них. И положит обет не грешить.

bludnyi-sin5

Это – необходимые действия в сердечном воссоединении с Богом. От них зависят твердость в новой жизни, совершенство в ней. И благонадежность неизменных действий по ее требованиям.

Блудный сын, возвращаясь к отцу, говорил, скажу: согрешил – осознание греха. Уже не достоин – осуждение себя. Прими, как одного от наемников – обещание, обет работать.

Только тогда нравственность становится не языческой – эгоистичной, а подлинной – христианской.

17 августа 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading