Официальный сайт

ХРИСТИАНСТВО И ФИЛОСОФИЯ

Христианство вполне способно обойтись без современной философии, но не может обойтись без философии в истинном ее значении.

Об этом явственно свидетельствует история Христовой Церкви. Когда возникла потребность в церковном учении, то отцы Церкви использовали наследие античной философии. Чтобы новое — христианское содержание облечь в формы, выработанные философским разумом.

О Христе надо было возвестить и на философском языке, на котором изъяснялся тогда образованный мир. Евангельское учение — Благую Христову Весть — растолковать, привлекая общепринятые философские категории.

В первые века христианской эры в Церкви была действенной память о живом Иисусе Христе. Предание сообщало о чертах его внешнего облика. Оставались еще люди, заставшие если не самих апостолов, то их учеников. Истина Христова была тогда еще истиной факта, не допускавшей, в силу ее безусловности и однозначности, ни кривотолков, ни сомнений.

Но постепенно, как это всегда бывает с историческими событиями, память о том, как Бог ходил по земле, как Он умер на Кресте и воскрес, утратила свой непосредственный характер.

Кто такой был Иисус Христос? При ответе на этот вопрос в христианской среде возникли разногласия. Апостол Павел, как и другие апостолы, учил, что Христос Бог, явившийся во плоти.

За эту истину, не колеблясь, умирали тысячи мучеников. Но вот настал IV век, и со своей проповедью выступил в Церкви некто Арий. Он утверждал, что Христос — не Превечный Бог, но Сам был однажды сотворен.

Тогда существовало великое множество разнообразнейших философских, языческих, религиозных и оккультных учений.

В умах людей, духовно разлагающейся Римской империи, царил неимоверный хаос. Нечто подобное происходит и в нынешнем мире.

И образ Христа, присутствующий в Евангелии, каждый, в принципе, мог толковать на свой лад.

Возникла великая опасность размывания евангельской истины в хаосе мнений и ересей. Но без единомыслия Церкви быть не может!

И вот, для разработки единого христианского учения — так называемой догматической христианской системы — стали собираться Вселенские Соборы.

Первый Собор был созван в 325 году в ответ как раз на ересь Ария. Последующие происходили по мере возникновения в Церкви других ересей.

Тут то отцам Церкви и пригодились способы рассуждения и категории греческой философии! На Вселенских Соборах вырабатывался догмат о Боге как Пресвятой Троице. Учение о Триипостасном Божестве. И о Христе – как Втором Его Лице, Единосущном Отцу.

Ныне для нас это привычная богословская формула. Наш Господь — воплотившееся Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын, Единосущный Отцу.

Но такие категории как лицо (греч. ипостась) и сущность (греч. усия), потребовавшиеся святым отцам для указания на тайну Троицы, взяты из контекста эллинской философской мысли. Подобных понятий в Библии нет.

Отцы Церкви IV века — святой Афанасий Александрийский, знаменитые каппадокийцы — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский — блестяще знали греческую философию. И для построения богословской догматической системы использовали категории диалогов Платона.

Заметим попутно, что схоластическое западное богословие Средних веков опиралось в основном на мысль Аристотеля.

Итак, христианское богословие заимствовало у античной философии ряд категорий и понятий, чтобы сформулировать на общепринятом языке истины христианской веры.

Но что такое, собственно, христианская философия по отношению к богословию? Об этом расскажет следующий очерк.

 

Из книги «Тайна Православия».

12 июня 2017
Яндекс.Метрика
loading