Официальный сайт

ВЗОР СВЕТЛЫЙ И ЛУКАВЫЙ

Светильник телу есть око: если будет око твое просто, все тело твое светло будет. Если же око твое лукаво будет, все тело твое темно будет (Мф. 6.22-23).

Светильник телу есть око — объясняет Иоанн Кронштадтский. То есть око, или глаз, есть светильник для тела. Почему не сказано очи, а око? Потому что здесь Господь разумеет не телесные очи, а око духовное. Или сердце наше, которое управляет и телесными очами. И двумя глазами видит предметы не удвоенными, а единичными.

Итак, под оком разумеется сердце, в котором насаждена совесть. Это внутренний закон, указывающий, что добро и что зло. Потому и сказано око, а не очи.

Под телом же разумеется вся внутренняя жизнь наша: помышления, желания, намерения. Все дела наши, которые мы делаем в течение нашей земной жизни.

Значит, смысл слов Спасителя будет такой: сердце, или совесть, есть светильник человеку на пути его жизни во всех помышлениях, желаниях, намерениях, словах — во всех делах его.

Далее Господь говорит:

— Итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло. Если сердце твое, совесть твоя будут просты, чисты, то и все помыслы твои, желания твои, дела твои, намерения, предприятия твои будут светлы, правы, чисты.

Если же око твое, совесть твоя, будет лукаво, то все тело твое будет темно. То есть все помыслы, желания, намерения, предприятия — вся жизнь твоя, все дела твои будут темны, неправы, лукавы.

Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Если сердце твое, которое дано тебе от Господа вместо светильника, по твоему нерадению сделалось само тьмой, то какова же будет вся жизнь твоя, все дела твои?

Не так ли бывает это в жизни? Не видим ли мы тому постоянные примеры? Возьмем пример из жизни. Возьмем человека с простым сердцем, с прямой совестью, с прямым взглядом на жизнь. С взглядом евангельским. И человека с сердцем лукавым или совестью лукавой и пристрастного к миру, к плоти.

Все поступки первого запечатлены справедливостью, усердием, прямотой характера, доброжелательством к ближнему. На поступках второго лежит печать неправды, обмана, лицемерия, хитрости, коварства.

Первый доволен очень немногим и не снедается жаждой многого, например не желает роскошного стола, многих нарядных и дорогих одежд, жаждой богатства, широкого и богато убранного жилища и прочего.

Есть у него насущный хлеб и похлебка. Есть несколько перемен чистой и приличной одежды.

Есть постоянный, хотя, может, и небогатый доход. Или жалованье или трудами добытые деньги — честной торговлей, промышленностью, рукоделием. Светлое жилище, хотя и неширокое, без богатой мебели. Он доволен и благодарит Бога.

Большего он и не желает. Потому что считает излишним. Если видит у себя малые избытки, он лучше уделит их нуждающимся ближним. Но не употребит их на какие-либо прихоти свои.

Но посмотрите на жизнь другого человека с сердцем лукавым и совестью непрямой, лукавой. Он ничем не доволен. Ему стол не стол, одежда не одежда, жилье не жилье, мебель не мебель. И при полной чаше хочет, чтобы она была еще полнее. Ему мало своего, надо захватить чужое, хотя бы с обидой ближнему.

Для него эта пища нехороша — надо лучше. Или ему насущного хлеба и похлебки мало, надо вина, хотя в нем вовсе нет нужды.

Да не то чтобы немного — это бы еще не беда, а то надо иному много, чтобы напиться допьяна.

Эта одежда нехороша, из моды вышла — надо лучше. Это жилье не так просторно и удобно — надо пошире. Эта мебель нехороша — надо новую. Этих доходов, этого жалованья, этой выручки мало — надо больше.

Едва ли чем он бывает доволен. Все у него, кажется, хорошо, всего довольно — человек сыт и пресыт, одет роскошно и прихотливо, и избытка у него много, а все он недоволен.

У другого при его средствах к жизни, да еще и при меньших, и для самого довольно, достанет и ближним, нуждающимся уделит на пищу, на одежду.

У него же и для себя мало, и другим нет ничего. Отчего? Оттого, что сердце его лукаво, омрачено, неразумно, ненасытно, страстно. А отчего оно таково? Оттого, что заповедей Господних не знает или знать не хочет. Светом Евангелия Христова не водится.

Оттого, что творит волю слепой, страстной плоти своей и помышлений своих.

12 августа 2017
Яндекс.Метрика
loading