Официальный сайт

ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

В начале 1930-х годов  невозможно было ставить вопрос о строительстве заводов и о производстве массового телевизионного приемника, пока отсутствовали телевизионные программы.

Режиссерами, операторами и художниками первых телепоказов в Москве были члены технической бригады В.И. Архангельского. На телевидение должны были прийти профессионалы, творческие работники кино, радио, театра, журналисты.

Технические и творческие вопросы тесно переплетались на самом раннем этапе телевизионной истории. В начале 1932 года, как упоминает А.М. Рохлин в книге «Так рождалось дальновидение», в рамках созданного Научно-исследовательского института радиовещания и телевидения (НИИРТ) был сформирован отдел, которому предстояло решить вопросы творческих возможностей телевещания. В него был приглашен известный театральный режиссер, заслуженный артист РСФСР Николай Осипович Волконский (Муравьев).

До этого он был режиссером в драматическом театре, создателем Московского мюзик-холла, одним из первых деятелей отечественного радиовещания. Перед приходом на телевидение он являлся художественным руководителем литературно-драматической редакции радио.

В группу вошли также художник, фамилия которого пока не установлена, и, по совместительству, сам В. И. Архангельский, хорошо знавший театр, посещавший репетиции, обсуждения, прогоны и спектакли МХАТа.

Сотрудники нового отдела изучали вопросы композиции отдельных кадров. Занимались цветовым решением грима, поскольку некоторые цвета плохо передавались телевидением. Они пробовали ввести покадровую разработку простейших этюдов, иллюстраций к сказкам, элементарных сюжетов.

Работа оказалась в целом полезной, хотя и не принесла желаемых результатов. Техника сдерживала творческий поиск. Нужен был новый передатчик, способный, в частности, работать с синхронным звуком.

Техника не позволяла вести полноценное телевизионное вещание, рассчитанное на широкую аудиторию.

2 января 1932 года начались опытные регулярные телепередачи ленинградскими радиостанциями РВ-70 и РВ-53 с разложением изображения на 30 строк.

11 января 1932 года газета «Вечерняя Москва» поместила сообщение: В Москве с 1 января передача изображений по радио производится два раза в пятидневку (по третьим и пятым дням) с 12 ночи до 0.30 ночи, через станцию МОСПС и с 0.30 до 1 часа ночи — через Опытный радиопередатчик НКП и Т.

17 января 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял «Постановление о развитии приемно-передающей вещательной сети по линии внедрения телевидения», которое послужило сильным толчком к развитию телевизионной промышленности. В Постановлении, касавшемся состояния связи в СССР, в частности говорилось: Развитие приемно-передающей вещательной сети должно пойти по линии внедрения телевидения, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, применения ультракоротких волн для целей вещания на дальнее расстояние.

В конце апреля — начале мая 1932 года лабораторией телевидения при МРТУ на Никольской улице были организованы первые опытные телепередачи. Вскоре перед лабораторией была поставлена задача создания надежной в эксплуатации аппаратуры, подготовки первой в нашей стране телевизионной аппаратной. Техника создавалась в мастерских МРТУ.

31 июля 1932 года аппаратная А-5 была введена в эксплуатацию. В ней работал передатчик бегущего луча. Через отверстия вращающегося диска луч, исходивший от мощного источника света, попадал на показываемый объект.

Чаще всего это было лицо человека, находившегося за стеклянной перегородкой в небольшой комнате в полной темноте. Бегущий луч прочерчивал на лице световые дорожки. Отраженный свет попадал на фотоэлемент, преобразуясь в электрический сигнал. Этот сигнал в телеприемнике с таким же диском синтезировался и преобразовывался в движущееся изображение.

Кроме передатчика с бегущим лучом в аппаратной А-5 был установлен и телевизионный передатчик со стандартом 1200 элементов и 30 строк.

При Московском радиотехническом узле в июне 1932 года была организована специальная группа — «Радиофильм», которая снимала картины для телевидения. В нее входили: кинодокументалист и режиссер Виктор Семенович Гейман, старейший советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Ефимович Разумный, сценарист, автор фильма «Турксиб» Виктор Александрович Турин и другие. Группа Бонцанова занималась созданием мультипликации для телевидения.

Весной 1932 года Ленинградской студией телевидения проводились опытные передачи. Ленинградская телестудия размещалась в старом доме на улице Академика Павлова. Неподвижная телекамера с диском Нипкова вела съемку почти неподвижных объектов. Человеку в кадре позволяли переместиться лишь на 20-30 см. Телепавильон был размером в 15 м — обычная комната. В павильоне, по воспоминаниям сотрудников, было очень жарко от электроламп. В 1932 году начались также передачи механического телевидения из Одессы и Томска.

 

Владимир Кремень. Из книги «Иллюстрированная летопись отечественного телевидения. Даты, события, люди (1851 — 1991)». Продолжение следует.

 

НАУЧНЫЙ КЛУБ

ВРЕМЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

ПРЕДВЫБОРНАЯ ОДА

ВСПОМНИТЬ БУДУЩЕЕ

05 июня 2018
Яндекс.Метрика
loading