Официальный сайт

ВСПОМНИТЬ БУДУЩЕЕ

Всегда полезно вспомнить будущее, чтобы понять настоящее. Как можно вспомнить то, чего еще не было? Оказывается, нужно знать с какой стороны посмотреть. Все зависит от взгляда.

Тот, кто контролирует прошлое — контролирует будущее.

Для тех, кто предвидел будущее, оно еще только возможно. А для тех, кто его испытал — уже в настоящем. Грядущие события были известны не только пророкам, но и некоторым писателям, художникам, режиссерам.

orujell

Английскому автору Эрику Артуру Блэру, которого мы знаем как Джорджа Оруэлла, будущее открылось с такой поразительной ясностью, что современные читатели ставят его роман на третье место по значимости после Библии и «Капитала» К.Маркса.

В 1948 году Оруэлл написал книгу, которую первоначально называли фантастической антиутопией. В ней будущее человечества представало в самых мрачных красках. Теперь, все чаще говорят о его творении, как самом достоверном показе нынешней действительности.

Оруэлл, сначала журналист, а потом писатель свидетельствовал, что пишет потому, что есть ложь — которую он должен разоблачить. Какой-то факт – к которому надо привлечь внимание. И есть желание — главная забота — быть услышанным.

bolshoj_brat

— Гражданская война в Испании научила меня, писал Оруэлл ее участник, что левая печать так же фальшива и лицемерна, как и правая. С тех пор, каждая моя строка прямо или косвенно была против тоталитаризма. Под тоталитаризмом он понимал то, что теперь мы называем глобализм.

В 1948 году Джордж Оруэлл закончил свой последний роман и назвал его «1984» . Действие происходит в Лондоне.

В том же 1984 году, что описан в романе английский режиссер Майкл Рэдфорд, родившийся, как и Оруэлл в Индии, снял необычный фильм. Экранизация  дает полное представление зрителю о том, в каком мире мы живем.

Удивительно, что из 100 пророчеств Оруэлла 70, как считают специалисты, уже сбылись, а остальные видны в недалеком будущем.

1984jekran

Начальная сцена, где герой в дневнике пишет — 4 апреля 1984 года, была действительно снята 4 апреля 1984 года.

Уинстон Смит – его играет Джон Хёрт — член партии ангсоца (английских социалистов) работает цензором в Министерстве правды. Он занимается тем, что изменяет прошлое. Из старых газет, журналов, книг вырезаются факты и вставляются те, что требуются ныне. Прежние  издания уничтожаются, а в архиве хранятся перепечатки. Прошлое стерто навсегда.

Даже то, что хранилось в памяти человека, должно стать новым. Для этого существует Министерство любви, где людей пытками превращают в безвольных рабов.

minpravdy

Однажды, на работе Смит увидел фотографию, на которой запечатлены люди, награждаемые за заслуги перед партией. Теперь они объявлены врагами народа. Что-то заставило сознание цензора включиться. Уинстон сразу уничтожил фото, но сомнение в памяти осталось. После этого он начал вести дневник, что строжайше запрещено законом.

Постоянный контроль над населением ведется через огромные телеэкраны, которые никогда не выключаются. Пропаганда и промывание мозгов ведется круглосуточно.

Интересно, что интерактивное телевидение Оруэлл описал, когда даже простое ТВ было в диковинку.

На каждой площадке домов со стены глядело все то же лицо вождя. Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали.

bigbrother1984

СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ — гласила подпись. Основные принципы глобального тоталитаризма были запечатлены в слоганах:

СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО. БОГ — ЭТО ВЛАСТЬ.

Все, что угодно, может быть истиной. Так называемые законы природы — вздор. Закон тяготения — вздор.

ВОЙНА — ЭТО МИР. НЕЗНАНИЕ – СИЛА.

Тех, кто сомневается в этих принципах, ждет полная амнезия и промывание мозгов. Самое опасное – мыслепреступление, когда человек не хочет принять двоемыслия – истиной может быть только то, что говорит правящая партия.

Уинстон Смит надеется найти единомышленников, которые способны сомневаться во вдалблевыемых «истинах» и находит в одном из руководителей партии.

jekran

О’Брайен, которого играет выдающийся английский актер Ричард Бартон, дает ему запрещенную книгу с критикой глобализма.

Одновременно, герой встречает молодую женщину — Джулию (Сюзанна Хэмилтон), которая признается ему в любви. Любовь, даже в том виде как понимают ее герои – половое влечение – тоже запрещена в глобальном мире. Любовь и преданность могут быть только к Старшему Брату.

Во время одного из тайных свиданий их хватает полиция. Раскрываются всеобщее лицемерие и ложь.

Оказывается, добродушный антиквар, давший приют влюбленным – провокатор. О’Брайен, на которого надеялся Смит – тоже. Он сам писал книгу с критикой для провокаций и с интересом занимается его пытками. Чтобы стереть память, уничтожить самосознание и остатки человеческой души.

Правда, еще страшнее, чем мы можем себе представить. Люди лишь подопытные.

— Вы правите нами для нашей же пользы, — неуверенно предполагает привязанный к столу, подключенный к электроприбору, доставляющему ему нечеловеческую боль, Уинстон. Ответом становится электроудар.

kinopoisk.ru

— Это глупо, глупо, Уинстон! — закричал О’Брайен. Партия стремится к власти исключительно в своих интересах. Нас не интересует благо других. Нас интересует только власть. Ни богатство, ни роскошь, ни долголетие, ни счастье — ничто, только власть, власть в чистом виде. От всех олигархических групп прошлого мы отличаемся тем, что знаем, что делаем. Немецкие нацисты и русские коммунисты были близки к нашим методам, но даже им не хватило смелости осознать собственные побуждения. Они делали вид, а может, даже верили, что взяли власть, вовсе не стремясь к ней. Взяли на время, и что в ближайшем будущем человечество ждет земной рай, где все будут равны и свободны.

Мы не такие. Мы знаем, никто и никогда не брал власть для того, чтобы потом отказаться от нее. Власть — цель, а не средство, а революцию делают для того, чтобы установить диктатуру. Цель насилия — насилие. Цель пытки — пытка. Так вот, цель власти — власть.

Еще один герой рассказывает, что попал в тюрьму и будет уничтожен за мыслепреступление. Мы готовили каноническое издание стихов Киплинга, — говорит он, и я оставил в конце строки слово — молитва. Ничего не мог сделать!

sobranie_nenavisti

Дети доносят на родителей и близкие на родных. Все под взаимоконтролем. О’Брайен объясняет Уинстону, что не будет искусства, литературы, науки. Не будет различия между уродливым и прекрасным. Царствует ненависть.

— Уинстон, вы верите в Бога? Тот отвечает — Нет.

— Так что за принцип нас победит? — Не знаю. Человеческий дух.

— И себя вы считаете человеком?

Это ключевой момент фильма и книги. Человек без Бога – останется ли человеком?

Смотрите, все в оруэлловском мире: переписывание истории и пытки, поддержка общего уровня бедности и изощренная манипуляция, видимость и нагнетание постоянной войны, искоренение любви, обесценивание человеческого сознания и девальвация чувств — все это только инструмент достижения абсолютной, безграничной, химически чистой власти – и это антихристианство.

1984_1

О своей вере автор романа вспоминал:

— До 14 лет я верил в Господа, во все свидетельства о Нем. Но мне же было известно, что не люблю я Его. Ненавижу, как и Христа, и всех библейских патриархов. Имелись некие симпатии к Каину, Иуде, Анании, Каиафе и Понтию Пилату. Я понял, что значит оказаться Люцифером, поверженным законно и не имеющим ни шанса отомстить.

Может быть, к концу жизни у Оруэлла, осознавшего, что такое мир без Бога, и началось бы прозрение, но он умер сразу — несколько месяцев спустя после выхода книги. Замечательный актер Ричард Бартон умер тоже сразу после окончания съемок. В титрах написано, что его уже нет.

1984_a1

— Осталось еще очень много церквей, — говорил в фильме антиквар провокатор, — но их приспособили для других надобностей.

Тот, кто контролирует настоящее — контролирует прошлое.

Роман и фильм служат самым внушительным предупреждением, особенно молодым – смотрите, куда теперь несется мир!

 

Владимир Кремень

03 июля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading