Официальный сайт

ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

Для всего остального всему свое есть время. По слову Екклесиаста: время всякой вещи. Но для молитв и псалмопения, говорит Василий Великий, пригодно всякое время.

Поэтому, и тогда, когда занимаешься делам, то или вслух, когда возможно, лучше же сказать, когда полезно к созиданию веры, или, если это невозможно, сердцем в псалмах и пениях и песнях духовных воспевай Бога. И между делом совершай молитву. Благодаря Того, Кто дал силу рук на дела, и мудрость ума на приобретение знания. Кто дал вещество, из которого сделаны орудия, моля направить дела рук наших к цели благоугождения Богу.

Таким образом, достигнем с детства собранности, когда, при всяком действии будем у Бога просить успеха в делах, воздавать благодарение Давшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему.

Ибо, если не употребим при этом такого способа, то как может быть совмещено сказанное у апостола Павла: непрестанно молитесь (1Сол.5.18) и: ночь и день делающее (2Сол.3,8).

Не должны пренебрегать установленными временами молитв. Потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога.

Не должно пренебрегать утром, чтобы первые движения души и ума посвящаемы были Богу.

Чтобы мы ни о чем другом не заботились, пока не возвеселимся мыслью о Боге. Как написано в Псалтири: помянул Бога и возвеселился (76, 4). Чтобы и тело не приводили в движение для дел, пока не исполним сказанного: заутра услыши глас мой; заутра предстану Тебе и узришь меня (Пс. 5.3-4).

И в третий час должно вставать на молитву, воспоминая дар Духа, данный в третий час Апостолам. Чтобы и нам сделаться достойными принятия святыни, и испросить у Духа руководства и учения на пользу. Подражая сказавшему: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычным утверди мя (Пс. 50, 12–14).

Потом опять приниматься за дела. В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря: вечер, и заутра, и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой (Пс. 54.18). А чтобы избавиться и от беса полуденного, читая вместе и девяностый псалом.

О том же, что девятый час нужен нам на молитву, передано нам самими апостолами в книге Деяний. Где повествуется, что Петр и Иоанн входили в святилище на молитву в час девятый (Деян. 3. 1).

А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день се й дано нам, или благоуспешно нами исполнено. Так и исповедание в том, что, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение, или непроизвольно. Или даже тайно. Состояло ли оно в словах, или в делах. Или заключалось в самом сердце. За все должны мы умилостивить Бога молитвою.

Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтоб снова не впадать нам в подобные грехи. Потому и сказано: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь (Пс. 4.5).

Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. Читая и в этот час девяностый псалом.

А что и полночь нужна нам на молитву, это передали апостолы Павел и Сила. Как сказует история Деяний, говоря: в полуночи же Павел и Сила молились, поя Богу (16. 25).

И Псалмопевец говоря: в полуночи восстал исповедаться Тебе о судьбах правды твоей (Пс. 118. 62).

Опять надо вставать на молитву и предваряя утро. Чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказавшего: предварите очи мои ко утру поучаться словесам Твоим (144).

Тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надо пренебрегать ни одним из этих времен.

 

02 апреля 2017
Яндекс.Метрика
loading