Официальный сайт

ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю – говорил Спаситель. Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10.34-36). Какое огненное слово! Как оно неожиданно в устах нашего Господа! Не Сам ли Господь, заповедал апостолам, входя в каждый дом, приветствовать всех миром? Не воспевали ли Ангелы при Твоем рождении славу Богу и на земли мир?

Как понимать эти евангельские слова? Евфимий Зигабен объясняет:

– Мечом называет Он любовь к Нему Самому. Любовь, которая отделяет верующих от неверующих, которая непобедимой силой своей легко может разлучить людей, связанных самой дорогой, земной любовью.

Меч означает – говорит Феофилакт Болгарский, – слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и родных наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания.

Спаситель говорит здесь о том, что должно удаляться или отделяться от них не просто, но только тогда, когда они препятствуют нашей вере. Тогда особенно и водворяется мир, – говорит святитель Златоуст, – когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Ибо через это только и можно Небу соединиться с землей.

И врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член.

Единомыслие не всегда хорошо. И разбойники бывают согласные. Христос хотел, чтобы все были единомышленны в деле благочестия. Но поскольку люди разделились между собой, то и произошла брань.

Не сказал Христос: пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, меч. Он хотел приучить их слух к жестоким словам, дабы они, в трудных обстоятельствах, не колебались. Теперь никто не скажет, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности.

Не только, говорит, друзья и сограждане, но и самые родственники и близкие восстанут друг против друга. Я пришел отлучить боголюбивых от миролюбцев, славолюбивых от смиренномудрых. Брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искренней любовью и теснейшими узами, – говорит преподобный Иоанн Лествичник.

И хотя не Христос был причиной этого, но злоба человеческая, однако же Он говорит, что Сам Он причина сего.

Такой образ выражения свойственен Писанию. Поэтому напоминает пророчество.

– И враги человеку, верующему в Меня, домашние его, в Меня не уверовавшие. Сказав так, Он показывал силу и горячность любви, какие требовал. Как Он нас много возлюбил, так хочет, чтобы и мы так же много любили Его. Чтобы ни говорили о тебе люди, внимай только гласу Божию и храни совесть твою. Безбоязненно исповедуй святую веру твою и все то, что она тебе заповедует, хотя бы за это и смеялись над тобою, хотя бы тебе и творили всяческое зло.

Сколько и ныне бывает случаев, когда христиане должны мужественно исповедать Христа! Не говорим о тех, кому Бог судил жить среди неверующих язычников, среди еретиков и разных раскольников. Для них нередко и в наше время готовы мученические венцы. Но сколько бывает в жизни самых обыкновенных случаев, когда, тем не менее, дух маловерия, неверия или лжеверия представляет нам искушение устыдиться Христа, или, что то же, отречься от Него!

Вот, например, люди легкомысленные в твоем присутствии смеются над святыней, кощунствуют надо всем, что для тебя дорого и священно. Если ты молчишь, снисходительно слушая их хульные речи, боясь, как бы они и тебя не осмеяли, если станешь обличать их, то знай, что ты стыдишься Христа, ты отрекаешься от Него.

Если ты, ради светских приличий, садясь за стол, не ограждаешь себя крестным знамением. Если в праздник, вместо храма Божия, идешь в театр или в веселое собрание людей праздных, чтобы тебя не считали святошей, ханжой, то ты опять стыдишься Христа, отрекаешься от Него.

Не бойся же всегда, везде и во всем и творить, и говорить правду Божию. Знай, что верный раб Христов никогда не должен кривить душой, что Христос, как и Сам – вечная Правда, так и всех правдолюбцев любит, венчает их славой вечной и похвалит пред Отцом Своим Небесным. Это в отношении нашей веры.

Но бывает так, что мы в семье бываем несдержанными: в отношении быта или взглядов. Известный московский доктор, профессор, председатель Московского общества православных врачей, который отмечает 3 апреля День рождения, рассказывает:

– Родители оказали на меня колоссальное влияние. Я вспоминаю, как мама говорила, что дома, в семье человек должен проявлять максимальную воспитанность, максимальную бережность к другим, максимальную осторожность. Потому что, придя домой, человек очень часто расковывается, распоясывается и позволяет себе то, что он вовне никогда бы себе не позволил. Я часто вспоминаю об этом. Дома надо быть очень внимательным к близким. Это очень важно. Самые большие раны человеку наносятся дома!

И великий русский поэт, и философ Федор Иванович Тютчев писал:

– О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!

 

НЕ МИР, НО МЕЧ

БЕГСТВО ИЗ МИРА

ПРЕДАТЕЛЬСТВО И НЕНАВИСТЬ

03 апреля 2018
Яндекс.Метрика
loading