ВИДИМОСТЬ БЛАГОЧЕСТИЯ. БЕСПЛОДНАЯ СМОКОВНИЦА
В Евангелии от Матфея рассказывается удивительная история.
– Поутру же, возвращаясь в город, Господь взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф.21. 18-22).
– Господь, пишет святитель Феофан Затворник, осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды – внутренние расположения.
По закону так: дела благочестия должны исходить из внутренних расположений. Но по снисхождению к немощам – крайняя мера: внутренние расположения должны развиваться вместе с делами.
Когда дела видны, а расположений нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни. Которая выражается так: казаться, но не быть. Одна видимость.
Вначале, может быть, и не было этого несчастного настроения в мысли. А потом оно является незаметно. И устанавливает собой строй жизни.
Кто сделает упор слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается. Чувства духовные глохнут, и водворяется холодность.
На этой степени жизнь духовная замирает. Остается вид благочестия без силы его.
Поведение внешне исправно, а внутри все навыворот. Следствие этого – бесплодие духовное. Делаются дела, но они все мертвые.
Смоковница, покрытая листьями, была благолепна на вид. Но не удостоилась одобрения от Господа. Потому что не было на ней плодов. А плодов не было потому, что не было внутренней плодородной силы.
Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют.
Оттого не имеют плодов живых. И то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. Одна видимость благочестия.
В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем есть от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то, собственно, и есть плодородная духовная сила. А что от нас, то есть только приемник этой силы. О нем и позаботься больше.
Тут корень – чувство, что ты погибающий. И что если не Господь – погибнешь. Отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах – сердце сокрушенное и смиренное.
Далее, поскольку будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то – страх и трепет в деле спасения. И непрестанное взывание:
– Имиже веси судьбами спаси мя!
Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа. Горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься?
Если совесть смело ответит: только для Господа – добре. А если нет, то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По сему и о прочем уразумевай!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.