Официальный сайт

ВЕЛИКИЕ РЕГЕНТЫ. Н.М. ОСОРГИН (1924 — 2014)

Из Парижа пришла скорбная весть. 5 ноября умер Николай Михайлович Осоргин. Для русских эмигрантов, осевших во Франции, и для всех тех, для кого церковное пение и богослужение что-то значило в жизни, это имя не нуждается в комментариях.

Н.М. Осоргин – легенда Парижа, «столп» Сергиевского Подворья, глава и учитель регентов и певчих русских церковных хоров не только во Франции, но во всей Западной Европе и даже в Америке — начиная с 1950 года.

osorgin

Чем выразить боль от этой утраты? Как воздать должное памяти почившего? Что такого замечательного оставил этот человек, что о нем надо напомнить москвичам?

Если пытаться выразить главное – ушел из жизни хранитель драгоценной традиции монашеского церковного пения, которое вот уже 90 лет существует на «Сергиевской горке», как именуют иногда знающие Подворье люди.

sergievskoe_podvore_v_parizhe

Традиция вообще – это то, что укоренено во времени, что имеет своих носителей, что передаётся из поколения в поколение, наконец, это то, чем дорожит народ и что является отражением одной из существенных народных черт.

Например, церковнославянский язык в богослужении на Сергиевском Подворье последние десятилетия сохранялся исключительно благодаря тому, что его не позволял упразднить Осоргин.

Преподавание в Богословском Институте давно перешло на французский, будние службы в отношении чтения – тоже, но воскресные и праздничные службы шли традиционно на церковнославянском:

n_osorgine

— При мне этого не будет, а после меня уж, как хотят, – заметил он в разговоре лет десять назад.

Н.М. Осоргин уже несколько лет, как отошел  и от преподавания, и от регентства и, тем не менее, из уважения к нему все шло по-прежнему. И вот наступает время «после меня».

Н.М. Осоргин – прожил долгую жизнь, и вся она была посвящена служению Церкви: активному, плодотворному, но и скромному в ту меру, которая принята в церковной среде.

— Регентское служение – скромное, подчиненное, но в этом подчинении и скромности сосредоточено самое драгоценное – сердце богослужения. Все достижения регента должны быть направлены к одному – к красоте церковной службы. Вот к чему он должен всегда стремиться и чего желать, – сказал мне как-то ученик Н.М. Осоргина протоиерей Михаил Фортунато, для которого Н.М. Осоргин был воплощением идеала регента, высоким примером регентского служения.

fedchenkov

Именно Осоргиным и были вдохновлены эти слова. Он всей своей жизнью утвердил их правоту, их первосмысл.

Н.М. Осоргин наследовал регентское место своего отца – М.М. Осоргина, который под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского) вместе с епископом Вениамином (Федченковым), позже митрополитом  и другими профессорами Богословского Института начинал церковную жизнь на вновь приобретенном месте.

svyatosergievo_podvore

Эмиграция во Франции начиналась почти на пустом месте – М.М. Осоргин и его товарищи, не имея нот, записывали по памяти мелодии, знакомые с детства. Постепенно сложился свой обиход, который опирался на практику Троице-Сергиевой Лавры.

— Здесь у нас малая лавра, – любил повторять Николай Михайлович. Много попечений помимо регентских имел Николай Михайлович. Педагогические – много лет он вел в Институте церковное пение и литургику. Хозяйственные – руководство свечным заводом, обязанности старосты-эконома Подворья. Просветительско-миссионерские – выступления с хором в концертах для инославной публики. Журналистские – он был фотографом и хроникёром Подворья.

Но главным местом жизни для него оставался клирос. Хор, воспитанный Н.М. Осоргиным, украшал богослужение и давал пример всем студентам Богословского Института, что есть русское церковное пение, каким должно быть церковное чтение, как музыкально оттенить церковный праздник.

podvore_2

Влияние Н.М. Осоргина на умы и сердца его учеников и последователей – это то, что давно переросло в традицию, стало частью церковного предания и что при всех переменах жизни не уйдет в Лету.

Музыкальными памятниками времени Н.М. Осоргина стали два замечательных СD с записями мужского хора Подворья. Записанные как последование отдельных песнопений Вечерни, Утрени, Великого Поста и Пасхи, они слушаются как богослужение, а не как концертные номера.

В фонограмме пения есть все, что отличало звучание хора в богослужениях: красота и смысл пропетого церковного слова, тонкость фразировки, выразительность голосов, стройность хоровых аккордов, слаженность звучания. И всему присуще одно – глубокая и подлинная
ц е р к о в н о с т ь –  цель, так трудно достижимая и часто ускользающая в творчестве немалого числа известных  хоров и регентов.

nm_osorgin2

И еще. На всем, что делал и оставил нам Н.М. Осоргин, лежит печать    к р а с о т ы    и    л ю б в и,   категорий вечных и неизменных, потому что только истинное и большое сердце, горящее любовью к Богу и людям, которое он несомненно имел, способно воплотить себя в творчестве, способно почувствовать и отразить Красоту и Любовь, дарованную нам Творцом. Вечная память и Царство Небесное!

 

Евгений Тугаринов, старший регент Богоявленского кафедрального собора г. Москвы.

 

Хор Сергиевского подворья исполняет «На реках Вавилонских». Регент Н.М. Осоргин.

14 ноября 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading