Официальный сайт

ВАРЛААМО-ХУТЫНСКИЙ МИШКА

12 июня мы празднуем память одного из первых русских святых – Преподобного Варлаама Хутынского. Этот праздник установлен в честь чудесного предсказания святого о том, что князь Новгородский приедет к нему летом на санях. Так и случилось. В начале июня, как рассказывают древние летописи выпал глубокий снег.

О преподобном Варлааме мы уже рассказывали на сайте Богоявленского Собора. А вот какую чудесную историю сохранила Летопись Хутынского монастыря XVII века.

ovcy

Главным источником существования очень бедного в то время Хутынского монастыря были хорошие пастбища, пожертвованные обители соседним боярином. Земли тогда у всех было вдоволь, и иноки долго придумывали, что предпринять им относительно этого достояния, чтобы извлечь наилучшую пользу, и решили завести овец. Шерсть с них давала все нужное обители: и одежду братии, и доход от продажи излишков.

Но вот в соседнем лесу поселился медведь и стал жестоко обижать бедных иноков, похищая их овец. Не смея сами ничего предпринять, послушники-пастухи не раз докладывали о чинимых медведем обидах настоятелю.

Но старец-настоятель почему-то медлил с каким-либо решением насчет обидчика, говоря, что, мол, и медведю надо же что-то есть.

mishka_3a

А у медведя от безнаказанности разрасталась алчность. Так что на опушке леса стали находить уже овец не только не съеденных, но почти и нетронутых, а лишь растерзанных.

Снова доложили настоятелю.

— Это уже озорство. Ради потехи губить не позволю, — проговорил старец и, взяв свой посох, пошел один в лес.

На следующий день изумленная братия увидела своего настоятеля, идущего из леса в монастырь в сопровождении огромного упитанного медведя. Старец вошел в келью, а медведь лег у крыльца.

— Отче, что же делать с медведем? — спрашивали келейники настоятеля. Он лежит у крыльца и никуда не отходит.

— Не трогайте его, пусть лежит. Мы завтра пойдем с ним в на суд к Патриарху, — отвечал настоятель.

И на следующий день настоятель, действительно, отправился пешком в город, а за ним покорно поплелся и монашеский обидчик – медведь. Пришлось, конечно, этим странных путникам проходить и через села и деревни, и везде народ с удивлением смотрел на такое странное явление.

Тогда еще водили по деревням медведей ради потехи. Но те бывали на цепи, с продернутым железным кольцом в носу и заморены. А этот шел свободно, и такой огромный.

mishka_7

И то диво, что люди страшились медведя крепко, и даже отказывали настоятелю в ночлеге, так как он, боясь, чтобы на улице не убил кто-нибудь медведя, просил и его впускать куда-нибудь. А животные относились к страшному зверю совершенно спокойно. Собаки даже близко подбегали к нему и обнюхивали его. А пасшийся на пути в поле скот при приближении настоятеля с его обидчиком лишь подымал голову и как бы с любопытством смотрел на диковинное шествие, а затем снова спокойно принимался щипать траву.

Так и добрел Хутынский настоятель со своим обидчиком до города на Патриаршее подворье. Он вошел в покои Патриарха, прося доложить о себе, а медведь остался у ворот.

Патриарх принял Хутынского настоятеля.

mishka_4

— Я к тебе, Святейший отец, пришел с жалобой на нашего обидчика, — принимая благословение Патриарха, сказал настоятель. В соседнем с нашей обителью лесу поселился медведь и ведет себя непотребно — похищает наших овец больше, чем съесть может, стало быть, просто ради своей звериной страсти потешается над кроткой Божией тварью. Этого я стерпеть не мог и привел его к твоему Святейшеству на суд.

— Кого привел? — недоумевал Патриарх.

— Да нашего обидчика, владыка. — Где же он?

— У ворот дожидается твоего суда. Внуши ему, Святейший, что такое поведение зазорно для создания Божия.

— Брат, зачем же ты трудился вести его ко мне, если он так повинуется тебе, что пришел за тобою, — сказал Патриарх. Запрети ему сам.

— О, нет, Святейший отец. Что же я такое? Нет, запрети ему ты своими святительскими словами не чинить больше обиды неповинной твари. Скажи ему, что озорничать грешно и непотребно.

Патриарх вышел на крыльцо, а Хутынский настоятель пошел к воротам и через минуту вернулся во двор, сопровождаемый своим косматым обидчиком.

— Вот, Святейший отец, наш обидчик, рассуди нас твоим святительским судом, — сказал настоятель, указывая Патриарху на огромного медведя, стоявшего, смиренно понурив голову.

Подивился Патриарх такой покорности зверя и обратился к нему, как к разумной твари:

mishka_2

— Хутынский настоятель приносит жалобу на твое зазорное поведение: ты обижаешь бедную обитель, похищаешь ее достояние и позволяешь себе озорство, не пристойное никакому созданию Божию. Отныне чтобы ты не смел трогать монастырских овец! Господь силен и без этого пропитать тебя. Суд кончился. Настоятель поклонился в ноги Патриарху и повернул домой, а за ним покорно поплелся и медведь.

С этого времени он никогда уже не трогал монастырских овец и в случае недостатка в еде смиренно являлся в ту же обитель, прося пропитание, в котором братия и не отказывала ему.

monastyr2

Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже хотел основать здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости. В XIII- XVI веках книжное собрание Варлаамо-Хутынского монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины. А здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками

Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа.

monastyr1

Летом, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза, об этом читайте в статье о Варлааме Хутынском, устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь.

Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову.

prepodobnyysergiykormitmevedya

На Руси всегда отношение к медведю, которого называли Михайло Потапычем, было почтительным. Он хозяин леса и воевода других животных.

Известно, какими высокими чувствами обладают животные: любовью, преданностью, заботой, сочувствием, ощущением своей вины.

История о мишке и святом настоятеле монастыря очень показательна. Она дает представление, какими должны были быть отношения между человеком и животными. Такую же доброжелательность проявляли звери к Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому.

13 июня 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading